Найти тему
Коловоз

Торлаки: рожденные и разделенные сербо-болгарской границей

Если посмотреть на исторические карты за разные периоды раннего и высокого Средневековья, то можно заметить, земли в центре Балканского полуострова на протяжении веков постоянно переходили из рук в руки. Когда там не правили ромейские василевсы, их контролировали то болгарские цари, то сербские короли.

Местные славяне, которые, видимо, пришли из Моравии в нынешней Чешской республике, принеся с собой новое название для реки Маргис - Морава, в результате периодических смен власти (при чем не только светской, но и церковной)все время находились под двойным влиянием болгар и сербов и сформировали особую этническую группу, совмещающую черты двух народов, которую уже в Раннее Новое время называли шопами или торлаками.

Со всех сторон православные болгары и сербы были отделены от соседей либо религией, либо резкими различиями в языке и образе жизни, но в бассейне Моравы даже в XIX веке, когда уже активно складывались современные болгарская и сербская нации, провести различия между ними было крайне затруднительно.

Современная диалектологическая карта
Современная диалектологическая карта

Этнографы тех времен, в зависимости от ангажированности (своей или информаторов) причисляли шопов то к одному, то к другому православному славянскому народу, что хорошо видно по этническим картам тех времен

Серия войн и восстаний 1875-78 гг., увенчавшаяся русско-турецкой войной 1877-78 гг. привела к провозглашению полной независимости автономной с 1815 г. Сербии и расширению её границ на значительную часть шопских земель (занятую сербской армией зимой 1877-78 гг.), и в то же время появлению Болгарского княжества (с 1908 г. - независимого царства). Причем по результатам Берлинского конгресса Сербия получила больше территорий, чем по Сан-Стефанскому миру (чтобы не возражала против австро-венгерской оккупации Боснии и Герцговины).

-5

Присоединив Нишский пашалык, сербы изгнали оттуда мусульман, составлявших 1/3 населения (албанцы, турки, потурченцы, черкесы и цыгане), разделив приндлежавшие им земли между православными славянами. Вкупе с самим фактом освобождения от османского ига это обеспечило полную лояльность населения сербским королям, и сербские церковь и школа получили среди западношопского крестьянства самый теплый прием. Как и болгарские церковь и школа среди тех, кто оказался по болгарскую сторону границы.

А вот шопы, населявшие юг Косова в условиях соперничества двух национальных пропаганд склонились в сторону сербской - ныне их потомки населяют сербские анклавы на юге Косова (на севере, вокруг Косовской Митровицы, живет другая сербская этнографическая группа, колашинцы, более близкие к сербам Черногории и Герцеговины). Жители нескольких деревень на стыке современных границ Косово, Албании и Северной Македонии приняли еще в XVII веке ислам и со временем стали ощущать себя особым народом, который соседи обозначали словом "горанцы", себя они называли "муслимане", а свой язык - "нашенский". Впрочем, на Балканах религия традиционно значила больше. чем язык (единственным исключением стали албанцы), и поэтому для нашей темы горанцы не слишком интересны, стоит лишь отметить, что они сейчас не отождествляют ни с боснийскими мусульманами, говорящими на штокавском наречии, ни с другими славяномусульманскими группами - торбрешами в Северной Македонии и помаками в Родопах.

Двойственность идентичности населения Поморавья сохранялась, несмотря на войны между болгарами и сербами в 1885 и 1913 г. до Первой мировой войны. В августе 1915 г. Болгария вступила в войну на стороне Германии, Австро-Венгрии и Турции. У нас это воспринимается как предательство и антирусский акт, но вообще болгары с русскими воевать не стремились, и там, где русские и болгарские войска оказывались друг против друга (на Салоникском и Румынском фронтах) уже в 1916 г. отмечены братания. Зато с сербами болгары воевали ожесточенно. Именно их удар в тыл надломил сербскую армию осенью 1915 г. и заставил её отступить в Грецию.

Северная Македония и Поморавье были оккупированы болгарами (остальная Сербия - Австро-Венгрией), и здесь начата яростная компания принудительной болгаризации. Сжигались сербские книги, богослужение переводилось с сербского варианта церковнославянского на болгарский, все школы получили болгарских учителей и учебники, сербские учителя, священники и прочие образованные люди (те, что не ушли в сербскую армию) как носители национального сознания преследовались и интернировались в лагеря. Сотни из них были расстреляны в концлагерях Сурдулице и Вранье. Фамилии изменялись на болгарский лад, например, Петрович на Петров. Все это сопровождалось, естественно, поборами на содержание оккупационных войск. И если в Северной Македонии, славянское население которой этнически было более близко к болгарам, и которую Сербия аннексировала только в 1913 г., воспринимала это сдержанно, то в землях, принадлежавших Сербии с 1878 г., на которых успело вырасти два поколения, воспитанных в сербском духе, и которые изначально были ближе к ней, действия оккупантов вызывали жгучую ненависть.

Последней каплей для сербских шопов стала начало в феврале 1917 г. мобилизации молодежи в болгарскую армию.

-6

21 февраля началось Топлицкое восстание под руководством Косты Печинаца. Болгары снимали части с Салоникского фронта, попросили помощи австрийцев и начали вербовать на Косово отряды из албанцев-мусульман. К 25 марта основные силы восставшх были разгромлены. Но партизанское четническое движение продолжалось, в мае четнки Печинаца перешли старую границу и сожгли город Босилеград и несколько деревень в окрестностях - очевидно, в их жителях видели теперь не братьев-шопов, но чужих и враждебных болгар. Сопротивление было активно до декабря, когда в бою погиб последний вождь торлацких четников Коста Войинович.

30 сентября 1918 г. Болгария, после тяжелых поражений от франко-британо-сербо-греческих войск на Салоникском фронте первой из Центральных держав капитулировала. А 27 ноября 1919 г. был подписан Нёйиский мирный договор, по которому Болгария выплачивала тяжкую контрибуцию, и иеряла значительные территории.

-7

Потерянные шопские Босилеград и Цариброд (ныне Димитровград) в Болгарии называют Западными покраинами. Местные жители признаны сербскими властями как болгарское национальное меньшинство. В 1920-30-е гг. существовала "Внутренняя Революционная Организация Западных Покраин", устраивавшая терракты в Белграде и нападения на полицию и пограничников на самих покраинах.

Во время Второй мировой Болгария снова оккупировала Македонию и Поморавье, и снова попытки болгаризации вызвали лишь ненависть и сопротивление. Однако, в отличие от югославских немцев, итальянцев и венгров, депортациям и этническим чисткам со стороны коммунистической Югославии после войны болгары не подвергались.

Собственно болгар (на Западных окраинах) переписью 1948 г. учтено почти 60 тыс., а к 2011 г. из-за ассимиляции, иммиграции и (с 1980-х гг.) депопуляции их численность снизилась до 18,5 тыс. В целом пограничные районы Сербии и Болгарии в обоих странах относятся к бедным, депрессивным и быстро теряющим население, молодежь уезжает оттуда в Софию, Белград и на Запад.

Ныне самой известной представительницей болгарского меньшинства в Сербии можно назвать Елену Костову, популярную в Сербии и Болгарии певицу, родившуюся в 1983 г. в Димитровграде (бывшем Цариброде).

А из сербов-торлаков происходит одна из самых успешных певиц современной Сербии - Милица Павлович, родившаяся в 1991 г. в Швейцарии в семье иммигрантов, но выросшая в деревне под Лесковацем с бабушкой и поныне щеголяющая южным, торлацким акцентом (хотя сам диалект в полноценном виде используют только старики в деревнях)

В целом современные границы двух славянских стран устоялись, их все, кроме нескольких маргиналов с двух сторон, старающихся записать в свои всех шопов по обе стороны границы, признают, и особо зла друг на друга не держат, но все-же осадочек от трагических событий столетней давности остался.

А для внешних наблюдателей урок этой истории состоит в том, что после того, как выбор национальной идентичности совершен, она становится чрезвычайно устойчивой, и её трудно чрезвычайно изменить, сколько крови и слез не проливай. Более эффективна мягкая и ползучая ассимиляция - но это дело очень и очень небыстрое.

И вот здесь можно почитать о месте торлацкого диалекта в сербохорватском языковом континууме