КВ-13 – это опытный средний танк, выпущенный в СССР во Вторую мировую войну. Он был спроектирован в конце 1941- начале 1942 года как «универсальный танк», который должен был быть прочным как тяжелые КВ и быстрым и маневренным, как средние Т-34.
История разработки
Работами по проектированию КВ-13 сначала руководил главный конструктор ЧКЗ С. Махонин, а затем главный конструктор НКТП Ж.Котин. Основные теоретические работы по машине возглавлял ведущий инженер, один из старейших и опытных конструкторов Кировского завода Н. Цейц. Оригинальный по форме корпус разрабатывала группа конструкторов под руководством инженеров К. Кузьмина и С. Мицкевича, а общей компоновкой машины занимался Г. Москвин. Кроме того, в проектировании различных узлов и агрегатов КВ-13 участвовали А. Ермолаев, К. Ильин, М. Креславский, Е. Дедов, Б. Красников, Г. Рыбин, В. Торотько, Н. Синев и другие.
Первоначально проект именовался как «скоростной танк усиленного бронирования». При его разработки планировалось решить следующие задачи: «Дать проект боевой машины среднего веса, соединяющей способности широкого и быстрого маневра с силой лобового удара, а также упростить производство наиболее трудоемких деталей — корпуса, башни, трансмиссии».
В соответствии с поставленными задачами масса KB-13 была определена в пределах до 30 т, скорость до 65 км/ч, а броневая защита лобовой части должна была выдерживать огонь 88-мм зенитных орудий Flak 36/37.
Проект КВ-13 («объект 233») произвёл на военных двойственное впечатление. Группа конструкторов под руководством С. Махонина предлагала, казалось бы, невероятное: вместо 48-тонного КВ-1 выпускать 30-тонный КВ-13, но защищенный броней толщиной не менее 75 мм и при этом обойтись без броневого проката большой толщины. Расчетная величина максимальной скорости нового танка составляла 60-65 км/ч - то есть, налицо была попытка угодить этой машиной всем требованиям военных и производственников. Согласно пояснительной записке к проекту, военные, приняв на вооружение КВ-13, получали средний танк с бронированием тяжелого, подвижностью легкого и стоимостью почти на треть меньшей, чем серийный Т-34.
В марте 1942 г. на основании приказа по Наркомату танковой промышленности № 55 от 23 марта 1942 г. на базе бывшего Опытного завода ЧТЗ был создан Опытный танкомоторный завод № 100, которому были переданы все работы по «объекту 233». Разработка технического проекта танка и его изготовление теперь лично курировал главный конструктор НКТП Ж. Котин.
Конструкция и технические характеристики
Компоновочная схема КВ-13 была классической. Ходовая часть была переработана, вместо шести опорных катков использовались пять изменённой конструкции. Многие элементы танка изготавливались литыми. Габаритные размеры боевой машины:
- длина корпуса — 6650 мм.
- ширина — 2800 мм.
- высота — 2500 мм.
- Клиренс — 45 см.
Благодаря уменьшенным габаритам, удалось повысить бронезащиту. Лобовая броня имела толщину 100 —120 мм, бортовая и кормовая — 85 мм. Крыша корпуса и башни, а также днище имели 20-мм броню. Боевая масса составляла 32 тонны.
В качестве основного вооружения использовалась 76-мм нарезная пушка ЗИС-5. Боекомплект орудия составлял 65 выстрелов. В качестве оружия ближнего боя использовался один 7,62-мм пулемёт ДТ-29. Экипаж танка состоял из трёх человек.
КВ-13 оснащался дизельным двигателем В-2 мощностью 600 л. с. Максимальная скорость достигала 60 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 320 километров.
Отделение управления располагалось в передней части корпуса танка. В нём находились: рабочее место механика-водителя, расположенное в центре отделения: приводы управления, контрольные приборы; два воздушных баллона; два топливных бака; запасные части, инструмент и принадлежности ЗИП. Под сиденьем механика-водителя в днище машины имелся аварийный люк, закрывавшийся броневой крышкой. Механик-водитель вел наблюдение через смотровой лючок, расположенный в лобовом листе, который в боевых условиях закрывался броневой крышкой со смотровой щелью с защитным стеклом триплекс. Кроме того, в крыше отделения управления было установлено два боковых зеркальных смотровых перископических прибора.
Боевое отделение располагалось в средней части танка. В нем находились рабочие места командира танка (он же наводчик) - слева от пушки и заряжающего - справа; основная часть боекомплекта (на полу боевого отделения и в бортовых нишах) и четыре аккумуляторные батареи. Верхнюю часть боевого отделения составляла вращающаяся башня, с установленными в ней пушкой и спаренным пулеметом, механизмами наводки, прицельными приспособлениями и приборами наблюдения. Кроме того, на правом борту башни размещалась радиостанция, а в ее кормовой нише укладывалась часть боекомплекта. Для посадки и выхода всех членов экипажа в крыше башни имелся один люк, закрывавшийся откидной крышкой на петлях. Для наблюдения за полем боя в крыше башни у бортов и в кормовой нише устанавливались четыре зеркальных смотровых перископических прибора, кроме того, для наблюдения наводчик (командир танка) мог использовать перископический прицел ПТ-4-7, а заряжающий - командирский панорамный прибор ПТК.
Моторное отделение располагалось за боевым и было отделено от последнего моторной перегородкой. В нём вдоль продольной оси машины по специальной раме устанавливался двигатель с главным фрикционом. По бокам от двигателя, вдоль бортов корпуса размещались два воздушных фильтра (у моторной перегородки), два масляных радиатора и два масляных бака. Над вентилятором системы охлаждения, установленным на корпусе главного фрикциона, был смонтирован подковообразный пластинчатый водяной радиатор. Для доступа к двигателю изнутри машины в моторной перегородке были сделаны специальные люки, а для доступа к фильтрам, масляным радиаторам и заливным горловинам масляных баков в крыше моторного отделения имелись два люка, закрывавшихся откидными броневыми крышками на петлях и крепившихся к корпусу машины болтами. Кроме того, на моторной перегородке устанавливался ручной привод инерционного стартера.
Трансмиссионное отделение было расположено в кормовой части корпуса за моторным отделением. В нём размещались коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые редукторы. В наклонной крыше трансмиссионного отделения для доступа к агрегатам трансмиссии имелись два люка, закрывавшихся откидными крышками на петлях.
Для наводки в цель спаренной установки применялись танковый телескопический прицел ДТ-7 (9Т-7) и танковый перископический прицел ПТ4-7. Для стрельбы в ночных условиях прицельные шкалы и перекрестье прицела ДТ-7 имели электрическую подсветку.
Весной 1942 года был изготовлен опытный образец КВ-13, который сразу же был отправлен на испытания. В ходе испытаний выяснилось, что танк КВ-13 имеет низкую механическую надёжность. После изготовления двух доработанных прототипов в конце 1942 года, работы по проекту универсального танка КВ-13 были прекращены. Усовершенствованные прототипы среднего танка КВ-13 были использованы для создания нового тяжёлого танка ИС-1.