Существует три жизненно важных навыка: постановка цели, принятие решения и тайм-менеджмент (управление временем), заявил в интервью Forbes президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф.
На мой взгляд, в постановке цели уже зашит порядок ее выполнения, в том числе последовательность шагов, то есть тот самый тайм-менеджмент. Это убеждение получило сильное подтверждение в прошлом году, когда все (!) тренинги по тайм-менеджменту уперлись в то, что участники просто не ставили себе никаких целей.
Ну действительно. Базовая, даже базовейшая, если так можно выразиться, техника позволяет ответить сразу на все вопросы, возникающие при выполнении ЛЮБОЙ ЗАДАЧИ:
КТО? ЧТО? - ресурсы, которыми я обладаю для выполнения этой задачи. Есть ли у меня знания. навыки. опыт? Достаточно ли полномочий, чтобы затребовать недостающую информацию или предоставить дополнительные услуги моему клиенту? Хватит ли мне здоровья? Да просто, хочу ли я это делать? Ведь мое внутреннее сопротивление сожрет все силы, все ресурсы и все время, отведенное на выполнение этой задачи.
Есть ли у меня деньги на приобретение недостающих ресурсов, в том числе квалифицированных специалистов, если я сам не умею, и тренингов, если хочу научиться самостоятельно?
Есть ли у меня время, чтобы всем этим заниматься?
КОГДА? - логично вытекает из предыдущего. "Вчера" - это не срок. Это издевательство. ASAP (As Soon As Possible) - тоже не срок. Это скрытое предложение делать когда вздумается, потому что даже тот, кто так поставил мне задачу, не знает, когда ему нужен результат. А еще более глубокое предположение - это вообще скрытое переваливание ответственности за результат, дескать, сам расставь приоритеты, сам определить, когда ты будешь это делать. А если не сделаешь - я тебя назначу крайним, потому что я просил, а ты не сделал. Когда? А вот тогда!
КАК? - какие действия и в какой последовательности нужно сделать, чтобы достичь результата. Хорошо, если есть политики и процедуры. Хуже, если "дорогая, ты же у меня умница, придумай что-нибудь". Нет конкретики - автоматически исчезнет ресурс, ибо непонятно, к кому обращаться, когда обращаться и в какую сторону бежать в первую очередь.
СКОЛЬКО? - не обязательно вешать в граммах. Но сколько допустимо сделать попыток? Сколько ошибок? Мы почему-то измеряем результат только процентом от выполения плана, а вот сколько туда труда было вложено - читай, как хорошо была организована работа, т.е. какова была работа руководителя, - мы не оцениваем. Война план покажет. Стоп, сейчас не война!
И самый главный вопрос: а ЗАЧЕМ? Лично я начинаю сразу с него, так проще убрать внутреннее сопротивление (см. пункт первый). Я это делаю чтобы что? Чтобы прикрыть чье-то головотяпство? Спасти мир? Заработать себе на... на что? Удивительно, но мы часто и этого не знаем: на что мы зарабатываем деньги? "Чтобы жить" - как? сколько? когда? с кем?
Круг замкнулся. А вы говорите - тайм-менеджмент!