Юридические точки роста для онлайн-проектов – ваши «узкие» места, где вы теряете миллионы. Решив эти вопросы, вы сможете не только сэкономить, но и вырасти в прибыли.
- Налоги
Про налоговую оптимизацию писала в недавнем посте «Для больших мальчиков и девочек». Главное – можно совершенно ЛЕГАЛЬНО экономить на налогообложении, и как по мне – это прекрасный вариант!
2. Штрафы
За что чаще всего штрафует налоговая:
- неуплата / недоплата налогов;
- нарушение сроков предоставления отчётности и выполнения требований ФНС;
- неисполнение обязанностей налогового агента (помните, ИП обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с физлиц, которые с ними работают по гражданско-правовым договорам, а также уплатить взносы в ФОМС и ПФР, а за сотрудников на трудовых договорах).
Размеры штрафов Роскомнадзора за нарушения с персональными данными:
- в 2018 году – 437 тыс. руб.;
- в 2019 году – 1 млн 99 тыс. руб.;
- в 2020 году - 10 426 500 руб. (из 462,9 млн. руб. общей суммы штрафов РКН).
ФАС в 2019 году наложила почти 115 млн. штрафов за неправильную рекламу. 19 января 2021 года ФАС оштрафовала Google на 100 тыс. руб. за нарушение рекламного законодательства, 02 марта 2021 года – Яндекс 2 раза по 100 тыс. руб., и эти примеры можно продолжать очень долго. На fas.gov.ru можно найти ещё много крупных штрафов и интересной статистики.
Роспотребнадзор может оштрафовать за недостоверные сведения о продавце.
Рособрнадзор - за обучение без образовательной лицензии.
Проверьте свои сайты: на каждой страничке должна быть информация о вас: ИНН, ОГРН, телефон, адрес, e-mail. И приведите их в порядок на предмет правильности рекламы и обработки персональных данных.
3. Возвраты
О да, возвраты можно снизить юридическими способами: для этого нужен соответствующий раздел в вашей оферте и внедрение юридических решений в проекте. Со своими доверителями я уже поделилась информацией о том, какое невероятно простое юридическое решение помогло снизить в 2 раза суммы возврата, количество обращений за возвратами и даже поднять мотивацию учеников в проекте Игоря Рыбакова (между прочим, человек из списка Forbes). Для всех, с кем мы пока не сотрудничаем, ещё раз напомню: профилактика легче и дешевле лечения. Когда вы УЖЕ закиданы претензиями, юристу порой вообще невозможно что-то наколдовать с вашей дырявой офертой, и вам придётся отдать ещё больше денег на возвраты, чем вы бы потратили на составление качественного договора. Между прочим, единственного, который регулирует отношения с вашими учениками.
4. Расставание с партнёром
Пожалуй, самый яркий пример последних двух лет – это «Сила в мысли»: проект, в котором эксперт ещё на этапе сотрудничества с продюсером начала строить «параллельную вселенную», самостоятельно работая с новой командой и перенося совместно созданный с продюсером и его людьми проект на другие технические сервисы. Были ли оговорен такой сценарий в договоре? Навряд ли. И поначалу продюсер был настроен философски и не хотел даже пытаться отсудить хотя бы отступное, - возможно, полагая, что Лиза «одумается». Но этого не произошло, и все мы стали невольными свидетелями неприятного (прежде всего, с моральной точки зрения) процесса, который уже можно называть хрестоматийным примером «Как не надо составлять договоры между продюсером и экспертом».
Всем, кто на старте и стесняется включать в партнёрские соглашения жёсткие пункты, скажу одно: доверяйте своему юристу. Он, в отличие от вас, просчитывает негативные сценарии, и подсказывает не «страшилки, после которых партнёр откажется подписывать такой договор», а пункты, которые уберегут вас от таких вот ситуаций. Сильный договор подпишет только тот, кто не собирается его нарушать. И поверьте, если вы дали слабину в начале партнёрства, то, когда вы «отрастите яйца», никто не станет переподписываться с вами на других условиях.
4. Сотрудники
Выделила их отдельно от партнёров, так как здесь совершенно другие комбинации финансовых потерь. Чтоб вы понимали, один недовольный сотрудник может навлечь налоговую проверку на всю компанию. Да и сами налоговики стали тоньше работать и заходить как раз со стороны вашей команды. «Работаешь?», - «Да». «Зарплату получаешь?» - «Да». На этих показаниях строится подавляющее большинство признаний договоров с трудовыми. Рассказывала вам про кейс на 18,5 млн.руб. доначислений НДФЛ, взносов в фонды, пеней и штрафов, - когда 3 года 2 бизнес-партнёра переводили деньги ребятам-команде со своих личных карт. «Выцарапать» из протоколов мы смогли только 5,5. А 13 ушли в фонд государства. Это, кстати, называется веерным обналичиванием. И в крупных размерах грозит уголовной ответственностью тем, кто им занимается.
Внедрив в проект простые договоры и прозрачные движения денежных средств, вы защитите себя от финансовых потерь. Вы же помните: легализация – это точка роста.
5. Деловая репутация
«Интернет – это одна большая деревня». Это подтвердит каждый юрист, к которому обращались люди с просьбой подготовить претензию для возврата денежных средств от проекта, оферту для которого готовил тот же юрист. Зарабатывается деловая репутация годами. А рухнуть может практически в одночасье. Причём существуют люди, которые специально создают мнимые сайты-«отзовики», на которых ведут «просветительскую битву», «разоблачая инфоцыган». Правда вот, делают они это из корыстных побуждений, и в дальнейшем используют свои сайты в качестве инструментов шантажа и выкачивания денег из предпринимателей. Которые охотно превращаются в дойных коров, платя деньги за удаление негатива. И продолжается это до тех пор, пока не решат подсчитать, сколько сотен тысяч, а порой и миллионов рублей инфобизер потерял на таких вот «услугах».
Как только кто-то хочет сделать бизнес на вашей деловой репутации, - просто не ведитесь. Юрист решит вопрос защиты деловой репутации раз и навсегда. «Решалы», которые пишут в личку, предлагая удалить негатив за деньги, - будут кормиться вашими деньгами вечно. А легализация – это точка роста.
7. Нарушения авторских прав
Опять же – упущенная выгода из-за нарушителей авторских прав. И ни для кого не секрет, что сливы и складчины – это паразитирующий на ваших инфопродуктах бизнес. В подавляющем большинстве (с уверенностью скажу, что более, чем в 80% случаев) вопрос удаления ваших инфопродуктов с пиратских сайтов – это технический вопрос: выявить (мониторинг), отправить претензию владельцу ресурса или самому нарушителю, получить результат. В случаях, когда не срабатывают претензии, помогают ходатайства в Мосгорсуд о предварительной блокировке сайтов-нарушителей. Ну и единичные ситуации (с особо лютыми злодеями) приходится разруливать в суде.
Чем договариваться со складчиками, доверьте решение вопросов юристу или хотя бы обучите своего человека, который будет мониторить складчины и сливы и писать претензии. Это техническая работа, посильная даже неюристу.