Карло Гинзбург, итальянский историк, произвел в 1976 году настоящий фурор после того, как выпустил книгу "Сыр и черви", в которой рассматривал историю жизни простого мельника XVI в. Но что же в этой книге было особенного?
Долгое время историческую науку интересовали лишь крупные политические события и судьба власть предержащих. Народ же для них часто шел фоном, как будто народная жизнь недостойна внимания, если не соприкасается с политикой.
Подобное положение начало исправляться лишь к концу XX века, когда в исторической науке появилось новое направление - микроистории. Оказалось, что жизнь простых людей может быть даже интереснее историй войн и ссор власть предержащих и богачей.
История мельника Меноккио была восстановлена Гинзбургом на основе материалов расследований католической инквизиции и судебных разбирательств. Книга была настолько необычной и неординарной в своих выводах, что произвела революцию в исторической науке и заставила ученых пересмотреть свое мнение по поводу реалий повседневной жизни наших предков.
Так кем был этот Меноккио? Настоящее имя нашего героя - Доменико Скандела. Родился он в 1532 году в итальянской местности Фриули, где и жил всю свою жизнь. По профессии он был мельником, и притом мельником зажиточным: благодаря аренде сразу двух (впоследствии - трех) мельниц он мог позволить себе относительно безбедное существование.
Скандела пользовался среди односельчан уважением и даже был некоторое время подестой (старостой) в собственной деревне, однако, вместо рутины деревенского самоуправления его занимали совсем другие вещи, а именно - книги.
Джованни был настоящим книжным червем что известно из материалов расследований в отношении него - в разные промежутки времени у Сканделы в библиотеке была Библия на родном для него итальянском языке, "Декамерон" Джованни Бокаччо и даже... Коран! Стоит отметить, что книги тогда были гораздо более дорогим удовольствием, чем сейчас, и наличие у не особо зажиточного простолюдина такой библиотеки само по себе необычно. Как же он доставал все эти тексты? По-разному: где-то покупал на ярмарка, где-то брал с рук или обменивал. Получался эдакий средневековый буккроссинг.
Увлечение столь разной литературой наложилось на специфический деревенский менталитет, и в результате картина убеждений у этого мельника была крайне своеобразной.
В отличие от своих односельчан, ярых почитателей католической религии, Меноккио не стеснялся вольнодумствовать и рассуждать о космогонии и Боге самостоятельно. В его голове мир зародился из "вселенского молока", который в нынешнее "сырное" состояние привели "черви"-ангелы. Почтения к Церкви у Меноккио не было и в помине: он не стеснялся на людях поносить священников и монахов последними словами и высказывать мнение о том, что они не более чем паразиты на теле простого народа. В своих рассуждениях он доходил до откровенного богохульства - говорил о том, что Библия придумана "попами, мающимися от безделья" и даже нецензурно ругался в адрес самого Христа.
Все это не могло не привлечь внимания инквизиции, которая поначалу обошлась с уже немолодым на тот момент человеком (ему на тот момент было далеко за сорок) довольно мягко - заставила отречься от своих убеждений и подержала пару лет в темнице. После такого наказания Скандела не остепенился и вскоре продолжил буйствовать пуще прежнего: пускался в теологические дебаты со всеми знакомыми, поносил последними словами клир и самого Папу Римского, и вообще выставлял свое богохульство как достоинство.
В конце-концов, терпение у инквизиторов лопнуло, и его схватили снова. Несмотря на упорные уговоры со стороны друзей поменьше говорить и соглашаться с судом, Меноккио стоял на своем и даже пытался убедить судей в собственной правоте. Однако, результат вышел отнюдь не тем, что он ожидал - вместо понимания и философских дебатов его ждал костер.
Что нового мы узнали благодаря этой небольшой истории? На самом деле, довольно много:
- Простолюдины средневековых стран, вопреки стереотипу, далеко не всегда были безграмотными и были способны на анализ и интерпретацию того, что считалось уделом лишь священников и ученых
- Буккроссинг - идея древностью во много веков
- Инквизиция, вопреки стереотипам, была гораздо более терпеливой организацией
- Уже тогда появлялись люди, склонные к опровержению общепризнанных религиозных авторитетов даже в условиях подавляющей религиозности населения