Найти в Дзене
Хохлов Сабатовский

Мамблкор — новый киножанр? Что посмотреть из мамблкора?

Оглавление

Новый жанр, зародившийся в 2005 году в американском независимом кинематографе — настоящий подарок для не имеющих раздутых бюджетов студий или энтузиастов с ноутбуком, дешёвой камерой и нестерпимым желанием рассказать свою историю.

Если хотите начать снимать кино чуть ли не прямо сейчас, но вас останавливает страх перед масштабностью этой затеи, то присмотритесь к мамблкору. Этот жанр может стать отличным выходом для того, чтобы впервые шагнуть в сторону кинематографа.

Назло Голливуду

Мамблкор (англ. mumble- бубнить) возник и обрёл популярность на контрасте с независимым кино, которое постепенно наращивало нехарактерные для себя расходы на раскрутку фильмов и начинало сотрудничать с крупными студиями.

Panasonic AG-DVX100A
Panasonic AG-DVX100A

Тем не менее, своим появлением мамблкор во многом обязан транснациональным корпорациям: Panasonic, Sony, Canon и другим, выпустившим дешёвые цифровые видеокамеры.

Режиссёр Марк Дюпласс снял фильм «Мягкое кресло», считающийся одним из первых примеров нового жанра, на камеру Panasonic AG-DVX100A. Она обошлась ему в 3 тысячи долларов. Дюпласс говорил, что ему нравилась цветопередача этого камкордера.

-3

Другой известный режиссёр, снимающий мамблкор, Джо Сванберг рассказывал, что фильм «Поцелуй в губы» он полностью снял на камеру Sony DSR-PD150.

«Я был на самом деле большим поклонником Sony PD150. Я снимал на эту камеру с 1999 или 2000 года, на неё сняты мои первые два фильма. Затем я начал снимать на Panasonic DVX100, когда мы делали первый сезон Young American Bodies — мне очень нравились цвета и плавность движения Panasonic. Когда вышел Panasonic HVX200, мы перешли на него», — рассказывал Сванберг в интервью.

Больше всего, по его словам, ему нравился сам процесс съёмки. Одной из причин тому, кстати, стала программа Final Cut Pro, которая «изменила его способ работы».

«Программа дала мне возможность предварительно отсматривать материал, который мы снимали. При импровизированном методе работы было действительно полезно иметь возможность просмотреть материал сразу и если допущены ошибки — переснять в тот же день», — рассказывает Сванберг.

Позднее, в 2012 году Сванберг опубликовал на Vimeo свой 55-минутный фильм «Marriage Material», который авторы портала Mumblecore.Info причисляют к жанру мамблкор.

При этом, всего, по мнению портала Mumblecore.Info, в жанре мамблкор снято на сегодняшний день лишь 37 фильмов.

Первыми из них были выпущены упомянутые выше картины: «Смешно, ха-ха» (Funny Ha Ha, 2002), «Поцелуй в губы» (Kissing on the Mouth, 2005) и «Мягкое кресло (The Puffy Chair, 2005).

Первый фильм

Режиссёрский дебют Эндрю Буджальски с фильмом «Смешно, Ха-ха» считается отправной точкой жанра мамблкор (бюджет фильма — 50 тысяч долларов).

Сюжет картины прост: после окончания колледжа героиня не знает, что делать дальше. С работой трудности, с личной жизнью— тоже.

-4

Авторская манера повествования в фильме «Смешно Ха-Ха» характерна для всех картин жанра: съёмка на камкордер, неспешность сюжета при как будто полном игнорировании правил драматургии.

В результате зритель ощущает глубокую достоверность происходящего в кадре, похожую на эффект при просмотре документального фильма.

Тем не менее, впервые слово мамблкор прозвучало лишь спустя три года после Funny Ha Ha, в 2005-м.

Его придумал Эрик Масунага — звукорежиссёр, сотрудничавший с Буджальски.

Публично термин мамблкор впервые было использован Буджальски во время одного из интервью. Это название быстро снискало популярность в СМИ. В настоящий момент по запросу mumblecore Google выдает 446 000 записей.

Характерные черты

Мамблкор-фильмы имеют между собой гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд.

Даже если опустить самые очевидные сходства — дешевая цифровая кинокамера, бюджет от 1 до 80 тысяч долларов, отсутствие профессиональных актёров, вместо которых играет зачастую сам режиссёр картины, и небольшой по современным меркам хронометраж (от 80 до 110 минут).

Это лишь техническая часть.

-5

Если взглянуть глубже, можно заметить набор повторяющихся паттернов в сюжетах, персонажах мамблкор-фильмов.

Например, большинство героев таких картин – молодые люди от 20 до 30 лет.

Ещё одну черту жанра описывал журнал Vox:

«Иногда диалоги строятся на импровизации, но даже если они достаточно чётко прописаны в сценарии, они всё равно звучат, как импровизация».

При этом они изобилуют повторами, иногда оговорками, запинками, и в них как будто совсем нет традиционного актёрского подхода (интонации, смены темпа и длинных монологов).

-6

Если рассматривать операторскую работу, характерную для мамблкор-фильмов, то можно заметить, что жанру свойственны долгие статичные средние планы, особенно в диалогах.

В ряде фильмов используется ручная, подвижная, как будто «документальная» камера, напоминающая манеру «Догвилля» (Dogville, 2003) и других фильмов Ларса Фон Триера.

Визуальная стилистика мамблкора идеологически близка к постулатам Триеровского манифеста «Догма 95» (ручная камера, отсутствие оптических эффектов и фильтров и другие).

Основной же темой мамблкор-кино являются взаимоотношения людей, зачастую романтические.

-7

Мамблкор сегодня

В 2008-2010 годах вышло множество картин-представителей нового жанра:

  • «Лекарство от меланхолии» (Medicine for Melancholy, 2008)
    IMDB: 6.7

Дебютная работа будущего обладателя премии «Оскар», «Золотой глобус» и других за сценарий и режиссуру фильма «Лунный свет» Барри Дженкинса.

Перед нами нарочито медленно разворачивается история любви двух афроамериканцев на фоне пейзажей Сан-Франциско.

  • «Габи на крыше в июле» (Gabi on the Roof in July, 2010)
    IMDB: 5.9

Габи едет в Нью-Йорк чтобы встретиться и провести лето со своим старшим братом. Часть диалогов фильма была импровизирована, а часть – прописана в сценарии.

  • «Маменькин мужчина» (Momma’s Man, 2008)
    IMDB:6.0

История непростых семейных отношений мужчины, его жены и ребёнка, который пересмотрел свои взгляды на жизнь,после того как побывал на чердаке дома своих родителей.

  • «Что они делают» (Wah Do Dem, 2009)
    IMDB:6.6

История путешествия Макса в открытом море, полная странных встреч, коктейлей и флирта.

Что посмотреть?

Очевидно, мамблкору не свойственны усложнённые сюжеты с арками персонажей, сценарными «твистами», спецэффектами. Это жанр о другом.

-8

И если по мере роста популярности режиссёры всё ещё стараются соблюсти основные постулаты направления, то отказаться от бюджета, хорошей камеры и высококлассных актёров — значительно труднее.

Брачная история

В 2019 году режиссёр Ноа Баумбах при поддержке Netflix снял картину «Брачная история» (Marriage Story), в главных ролях которой — Скарлетт Йохансон и Адам Драйвер.

Герои картины постепенно приходят к решению о том, что им необходимо развестись, но сохранить хорошие отношения. Однако все юридические сложности рушат этот план.

-9

Этот фильм (съёмки заняли 50 смен) считается одним из лучших в творчестве Баумбаха и отмечен рядом премий, в том числе, наградой Национального совета кинокритиков США.

Рейтинг IMDB этого фильма — один из самых высоких для жанра мамблкор (8.2 на основе 76 тысяч отзывов).

Ранее Баумбах снял фильм «Кальмар и Кит» с бюджетом в $1,5 млн. Опять распад семьи, развод и попытки родителей наладить отношения с детьми, один из которых решает остаться с матерью, другой – с отцом.

81-минутный фильм снят за 23 дня и также отмечен рядом наград (за лучший оригинальный сценарий, призы кинофестиваля «Сандэнс» и другие), а также рейтинг IMDB: 7,9.

-10

Милая Фрэнсис

Ещё один из фильмов Бумбаха в жанре мамблкор — «Милая Фрэнсис». Это история девушки, которая мечтает стать профессиональной танцовщицей, но из-за отсутствия таланта у неё ничего не получается.

-11

Картина также отмечена рядом номинаций и была высоко оценена рядом кинокритиков.

Некоторые из них были недовольны чёрно-белой картинкой, но при этом отдавали должное откровенному, в чем-то исповедальному настроению фильма.

Вместо заключения

Мамблкор как жанр может заставить начинающего кинематографиста почувствовать себя драматургом, прописывающим диалоги на уровне театральных постановок, или научит вас работать с ультранизким бюджетом и уделять внимание не эффектам, музыкальным вставках и экшену, а непосредственно истории.

Другое дело в том, что сами принципы сюжета «по мамблкору» зачастую сведены к личным драмам, разрешения которых к финалу не происходит, что расходится с постулатами классического трехактного сценария.

В той же «Милая Фрэнсис» нет никакой борьбы девушки с трудностями, она скорее плывёт по течению, которое в конечном итоге уносит её от проблем.

-12

Подобные фильмы создают особый эффект достоверности на контрасте с чётко выверенными академичными картинами, которые любят снимать крупные студии.

И самое главное: попробовать себя в режиссуре или поучаствовать в создании подобного кино сейчас может каждый.

Появление и вмиг возросшая популярность мамблкора показали, что для того чтобы снять хорошее кино не нужна дорогая камера, образование, даже от профессиональных актеров можно отказаться.

Теперь требования касаются лишь общечеловеческих качеств автора: искренности, усердия и смелости, без которых браться за съёмку собственной картины и вовсе бессмысленно.