Когда всеобщая грамотность незаметно переросла в тотальную безграмотность, читающих людей стало меньше. Видеоконтент заменил книги. Многие и вовсе перестали воспринимать печатный тест. Однако остались еще те, кто любят и умеют читать. Но, к сожалению, им лучше скрывать свое увлечение. Особенно от работодателя. Просто руководители боятся, что такие сотрудники:
1. Слишком умны. Книги, даже художественные, это всегда новые знания. Если профессиональная и бизнес-литература развивают навыки, необходимые для работы, то художественная литература очень полезна для развития такого навыка, как искусство красиво говорить. Руководителю не нужен конкурент в виде прекрасного оратора.
А еще художественная литература учит понимать психологию и поступки людей. Сейчас это называют эмоциональным интеллектом. Тоже навык, развитие которого на высоком уровне, руководителями не ценится. Где понимание психологии – там и манипуляции.
2. Меньше подвержены влиянию. Ввернуть в речь цитату, принадлежащую неназванному великому, рассказать об опыте других компаний, стран, провести аналогию с персонажем из классики – отличные ораторские приемы. У простых людей вызывают восхищение на грани с подобострастием и благоговейный трепет.
А вот с начитанными так не получится. Мало того, что часто безошибочно могут назвать автора цитаты, так еще и поспорят о применимости аналогии. В общем, подорвут авторитет руководителя.
3. Привыкли мыслить критически. Людям с обширным багажом знаний сложно принять на веру любое, даже кажущееся логичным, высказывание руководителя. Они знают, что может быть миллион вариантов развития событий и каждая ситуация индивидуальна. То, что кажется естественным, может быть ошибочным. Зачем руководителю такое счастье рядом?
4. Стремятся к развитию и росту. Духовному, профессиональному, карьерному. И часто достигают желаемого. Причем не в части, а в полной мере. У них для этого есть все задатки. Умение читать научило их навыку поиска информации и развило любознательность, а в совокупности – это то, что нужно для расширения своих горизонтов. Действующий руководитель боится, что на этом горизонте места ему не останется.
5. Просто опасны. Находиться рядом с таким сотрудником для руководителя – большой стресс. Придется постоянно держать себя в тонусе, следить за своими мыслями, словами и поступками. Любой неосторожный шаг, необдуманное слово, неверная мысль и все. Нет авторитета и нет уверенности в себе. Держать при себе людей менее увлеченных обходится дешевле для психики.
Люди читающие – очень интересные персонажи. С ними приятно общаться, ведь они могут поддержать практически любой разговор. С ними не заскучать. Благодаря тысячам прочитанных страниц они могут рассказать о многом. У них можно научиться чему-то интересному. И их сложно понять, потому что они умеют вживаться в роли и быть разными.
Руководители боятся читающих сотрудников в первую очередь потому, что просто не понимают их. А потом уже все перечисленные причины.