Найти тему
NOIR

Танковый снайпер: Как советский сержант в первом же бою в своей жизни, дал прикурить хваленой танковой армии Гудариана

6 октября 1941 года под Мценском, танки Гудариана, до того шедшие победным маршем, вдруг впервые понесли большие потери. В этом бою особо отличился наводчик танка старший сержант Иван Любушкин.

Иван Тимофеевич Любушкин. Фото: topwar.ru
Иван Тимофеевич Любушкин. Фото: topwar.ru

15 танковая дивизия, в которой перед войной служил будущий герой, дислоцировалась недалеко от Львова, после начала войны отступала в хаосе и неразберихе, теряя танки без боя - машины просто нечем было заправить. Любушкин злился - ему недавелось даже выстрелить по врагу. Между тем он считался лучшим наводчиком в дивизии, а его портрет даже публиковали в дивизионной газете.

К августу 1941 г., личный состав дивизии, лишившейся всей своей материальной части, влился во вновь сформированную 4 бригаду. К моменту отправки на фронт, бригада имела 7 тяжелых КВ, 22 средних Т-34 и 26 БТ разных модификаций. Именно ее было решено бросить навстречу бронированному кулаку Гудариана, которая включала две танковые и одну моторизованную дивизии. При этом по штату в дивизии 160 танков, а в моторизованной 60. На 45 наших танков, чтобв заткнуть брешь под Мценском надвигалась армада в 380 немецких машин, которых поддерживала артиллерия и пехота, а с неба прикрывала авиация.

Командующий 4 танковой бригадой полковник Котуков сделал вывод, что в лобовые атаки с немецкими танками лучше не вступать, иначе можно потерять все танки. Чтобы заманить врага в ловушку, по северному береге реки Оптуха были вырыты ложные окопы, где небольшому число бойцов велено было изображать передний край обороны. Это должно было стать приманкой для немцев. Остальные силы были отведены назад, а танки замаскированы. Танкиастам было приказано подпустить врага поближе и расстреливать в упор, а затем постоянно маневрировать.

Танковый снайпер Иван Любушкин
Танковый снайпер Иван Любушкин

Накануне боя у села Первый воин, Катуков предложил предложил старикам поделиться опытом с новичками. Иван Любушкин жадно слушал тех, кому довелось столкнуться с фрицами в бою и параллельно изучал новую машину. При этом собственной машины у Любушкина не было и старший сержант числился в резервном экипаже. Любушкин попросился во взвод лейтенанта Кукарина, который только что вернулся из разведовательного марша в Орел. Несмотря на то что Любушкин был сержантом, его назначили командиром экипажа.

Едва танк Любушкина занял отведенную ему позицию в рощице у села Первый воин, как на соседней возвышенности показались немецкие танки. Любушкине не стал ждать, пока немцы подойдут поближе и принялся расстреливать их с расстояния 1300 м., когда они со своими пушками еще не могли его достать или причинить серьезного вреда. Сначала Любушкин сжег 3 и подбил 4 немецкий танк. Из тоготвыскочил экипаж и забегал вокруг, оценивая повреждения. Сержант скомандовал: «Осколочный!» И тут же метким выстрелом разметал немцев.

Наконец, сразу несколько вражеских танков открыли по Т-34 Любушкина ураганный огонь. Один из них умудрился зайти сбоку и сделать выстрел в бортовую броню. Пробив корпус машины, снаряд разорвался внутри танка. Радист Дуванов и водитель Федоров были ранены, Любушкин продолжал вести огонь. Стало ясно - их вот вот сожгут. Заметив, что механик-водитель немного отдышался, Любушкин крикнул: «Заводи мотор!» Тот, превозмогая боль, рывком включил заднюю скорость и раненый танк, не переставая отстреливаться, попятился назад. Еще один выстрел по врагу и еще олним танком стало меньше.

Уничтоженный под Москвой немецкий танк Pz IV
Уничтоженный под Москвой немецкий танк Pz IV

Взрыв вражеского снаряда повредил коробку передач и трансмиссию. Машина могла двигаться только задним ходом. Включив заднюю, танк Любушкина сумел отползти и прикрыться от атак врага тяжелым КВ. Когда внутри танка рассеялся дым, радист Дуванов тихо произнес, что потерял ногу. Являя собой пример необычайного мужества, он скрывал тяжелое ранение, чтобы не отвлекать товарищей от боя. Кукарин и Любушкин бережно вынесли Дуванова из танка, оказали первую помощь, а затем возвратились в танк и снова открыли огонь по наступавшим немцам. Лейтенант Кукарин подавал снаряды, а Любушкин прицеливался и стрелял.

Танкисты уже готовы были выйти из боя, чтобы начать ремонт танка, как вдруг Любушкин заметил в кустах танки врага. Иван решил продолжить сражение. «Уж очень хорошо мне были видны немецкие танки»: - вспоминал он впоследствии. Еще 4 танка подбил Любушкин в этом бою и только когда враг был отброшен, вывел свой Т-34 на ремонт. Иван и сам был ранен - осколок брони танка ударил его по ноге. Около двух недель он провел в Липецком госпитале.

Одним из главных героев у села Первый воин стал Иван Любушкин. Его экипаж уничтожил 9 танков, 1 тягач, 2 противотанковых орудия и множество живой силы противника. После этого сражения, Любушкина называли танковым асом, а о его подвине написали во фронтовой листовке. А уже через 4 дня, 10 октября 1941 г., Любушкину присвоили звание героя Советского Союза. Когда Любушкину вручали звезду героя, он краснел и повторял: «А почему мне одному? Все же воевали...».

-4

Но Иван не собирался почевать на лаврах - он рвался в бой и хотел доказать, что успех у села Первый воин не был случайностью. В битве под Москвой в ноябре 1941 г., Любушкин участвовал в боях у деревень Гусенево и Дубосеково, контратаковал превосходящие силы немцев у Истры и Крюково, уничтожив при этом 6 танков. Опытного танкиста посылали на самые горячие участки.

28 июня 1942 г. армия Вермахта перешла в наступление, с целью реализовать план Гитлера под названием «Блау». В ответ советским командованием было принято решение фланговым ударом кнтратаковать наступающие силы Вермахта. Особенно ожесточенным оказалось сражение 30 июня 1942 г в районе Опытного поля. Там произошел внезапный встречны бой. Колонна передового батальона под командованием майора Бурды, в котором и служил Любушкин, столкнулась с наступающими силами противника.

В этом бою герой танкист уничтожил еще 4 танка. Ему по рации радостно кричал майор Бурда: «Молодец, Ваня! Все вижу!» Мысленно майор уже писал представление героя к очередному ордену. Нов этот момент случилось непредвиденное - едва Любушкин рассправился с противотанковой пушкой, как на его танк с неба спикировало сразу несколько бомбардировщиков. Одна из авиабомб попала прямо в башню.

Любушки и наводчик погибли сразу, радист серьезно ранен. Невридимым остался лишь механик-водитель, который успел вылезти из танка, перед тем как машину охватило пламенем. От пожара сдетонировал боекомплект.

-5

Подойти к танку было невозможно и только поздно ночью, когда танк остыл, разведка, пробравшись внутрь, нашла лишь обгоревший наган Любушкина.