Мозг человека устроен таким образом, что, как правило, у него одно из двух полушарий является доминантным (ведущим). Поэтому можно смело говорить о левополушарных и правополушарных людях. Эта доминантность – врождённая, поэтому её желательно учитывать в процессе обучения и воспитания детей.
Знание генотипа (левополушарный/правополушарный) позволяет значительно повысить уровень обучаемости и качество повседневной жизни.
Необходимо отметить, что при дислексии полушария мозга часто находятся в рассогласованном состоянии, то есть активно работающее правое полушарие блокирует работу левого. По этой причине и возникают психоэмоциональные трудности в учебной деятельности, сложности с учёбой, концентрацией внимания, так как мозг просто не может удерживать выполнение поставленных задач.
А ещё при дислексии могут быть одновременно активны оба полушария мозга, то есть не будет ярко выраженной доминантности.
Такая особенность присутствует у 10-15% дислексиков. С одной стороны, это даёт им существенные преимущества адаптации к трудностям жизни, ведь в зависимости от ситуации в решение задачи более активно включается нужное полушарие. Но, с другой стороны, такие люди подвержены резким перепадам настроения, у них часто имеются разнообразные психоэмоциональные трудности, преодолеть которые довольно сложно самостоятельно.
Что касается школьников и студентов, то для них важно, чтобы доминантным было левое полушарие мозга, ведь именно оно отвечает за логику и анализ, которые в первую очередь требуются для успешного освоения новых знаний.
Более подробно о том, почему должно доминировать левое полушарие и есть ли в этом негативные моменты для правополушарных детей, написано в отдельной статье.
Кстати, основная задача коррекции дислексии по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе и заключается в том, чтобы преодолеть рассогласованность в работе полушарий мозга с помощью физических упражнений и тем самым обеспечить доминирование левого полушария.
Как учить левополушарных детей
Чтобы точно знать, какой генотип у ребёнка, необходимо пройти биометрическую диагностику, которая дополнительно позволяет:
- Определить доминацию в работе мозга.
- Понять, какие у ребёнка есть сильные стороны и в какой области деятельности и даже спорте он сможет добиться наибольших результатов.
- Сформировать рекомендации по оздоровлению образа жизни, воспитанию и обучению ребёнка с учётом особенностей его личности.
Итак, у левополушарных людей преобладают логика и анализ, они отличаются быстротой реакции и имеют практичный ум, поэтому им важна последовательность обучения. Для достижения более высоких результатов в учёбе нужно идти от простого к сложному. Да, это классика обучающего процесса, но, к сожалению, в современной школе этим принципом часто пренебрегают, что ведет к дополнительным трудностям в обучении у левополушарных детей.
И если у левополушарного ребёнка имеются трудности с освоением материала, то, прежде всего, он нуждается в помощи компетентного педагога, который смог бы ему методично и доступно изложить новую тему. А вот далее уже начинается самостоятельная тренировочная работа, в ходе которой происходит запоминание материала.
Основными же методами обучения левополушарных детей являются:
- Механическое заучивание и многократные повторения.
- Получение знаний через моторную память, то есть материал необходимо записывать и конспектировать.
- Ведение конспектов при изучении нового материала.
- Для закрепления новых знаний желательно выполнять большой объем самостоятельной работы.
- При работе с информацией, в основе которой лежат абстрактные понятия, необходимо следовать от простого к сложному и разбивать материал на небольшие фрагменты. Тогда получится надолго сохранить их в памяти.
Следование этим простым, но в то же время важным рекомендациям, позволит детям намного лучше справляться со школьной нагрузкой, быстро и адекватно реагировать на изменения ситуации, одновременно учитывать множество различных факторов при принятии решений.