О танке Т-34 рассказано много. Очень много. Казалось бы, что-то нового о нем уже и не рассказать. Увы, но это не так. Одним из слабых мест в истории танка является фактическое их наличие в войсках к началу Великой Отечественной войны.
Отчеты военной приемки (ВП) на заводах составлялись как подекадно, так на конец месяца. В них отражалось, кроме прочего, сколько машин требовалось поставить согласно плана, сколько принято и сколько отправлено с завода. В Ведомостях отгрузок указывался тип машины, ее серийный номер, дата отправки с завода и место назначения (Округ, Часть). Впрочем, у каждого завода степень информативности Ведомостей разнилась. Так же в Ведомости отгрузок включались танки, ранее прибывшие в ремонт на завод. Это вносит определенные трудности в подсчеты, а особенно сильно это влияет на оценку их последующих перемещений. В первую очередь это касается машин раннего выпуска. Так или иначе, но попробуем в этих перипетиях разобраться.
1940 год
Первые два опытных танка А-34 были собраны в январе 1940 года. Пройдя череду испытаний, в декабре эти машины прошли капитальный ремонт на заводе-изготовителе, после которого из Харькова уже более не уезжали: один танк использовался заводом № 183 «для испытания опытных механизмов», в то время как второй – «для испытания двигателей на заводе № 75».
Впрочем, несмотря на то, что танк принимался на вооружение еще до того, как были построены опытные образцы, уже был сформирован производственный план. Согласно ему в июне требовалось собрать 10 машин установочной партии. Увы, но сдача этих машин растянулась на 4 месяца.
Производство Т-34 началось в июне 1940 года. Сдано было 4 танка, но ни одного из них отгружено не было.
Кроме того, 17 июня на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) в опытном порядке был собран один Т-34 (№ 14011). Но во время заводской обкатки он «посыпался». Были проведены большие работы по доводке машины. Планировалось предъявить ее к сдаче 25 июля. Так или иначе, но на баланс ГАБТУ она так и не встала и была оставлена на заводе для опытов.
План на июль составлял 20 машин. Сдали только одну. С завода отгружено 4 Т-34 июньского выпуска. Один из них был передан заводу для подготовки экипажей. Еще один отправился на Ленинградский артиллерийский научно-испытательный полигон, он же АНИОП; в ходе испытаний его обкатали и на Карельском перешейке по укреплениям поверженной «Линии Маннергейма». В сентябре танк вернули на завод. После текущего ремонта танк отправили на дальнейшие испытания. Побывал он и на металлургическом заводе в Мариуполе. В ходе испытаний был проведен обстрел башни танка. В Харьков вернулся уже в декабре и был оставлен на заводе для работ, связанных с модернизацией Т-34. К слову сказать, взамен расстрелянной башни с пушкой Л-11, на него была установлена новая литая башня с Ф-34. Но особенно интересна история двух машин, отгруженных на завод № 8 (Калининград) без башен для создания САУ с 85-мм орудием с баллистикой зенитной пушки 52-К. Затея оказалась неудачной и танки, предварительно получив башни без вооружения, в октябре отправились на завод № 92 (Горький). На одном из них осенью 1940 года испытывался опытный образец пушки Ф-34, на втором в декабре 1940 года был установлен первый вариант 57-мм пушки ЗИС-4. Весной 1941 года танк проходил испытания на АНИОП.
В августе, при плане в 30 танков, сдали 2, а отгрузили три, включая машину выпуска июля. Один из них передали заводу для подготовки экипажей, один отправили в Киевское танкотехническое училище (КТТУ). По третьему, информации, где он провел пару месяцев, нет, но с 31 октября машина участвовала в пробеге Харьков –Москва – Харьков. По данным завода № 183 на 1 мая 1941 года она ожидала отправки для капитального ремонта на Ремонтную базу (РБ) № 6 в Брянске. Но, судя по всему, до начала войны она так и оставалась на заводе.
В сентябре произошел прорыв: сдали 37 Т-34 при плане в 80. Впрочем, поскольку качество танков оставляло желать лучшего, то в войска смогли отгрузить только 2 штуки. Один танк убыл в Военную академию механизации и моторизации РККА (ВАММ), второй – в Орловское бронетанковое училище (ОрБТУ).
Октябрь можно считать самым провальным месяцем в истории производства танка. Смогли сдать лишь ОДИН Т-34, в то время как план составлял 115 машин. Его отправили в распоряжение Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования командного состава РККА (ЛБТКУКС).
В ноябре, при плане в 120 машин, сдали 38 Т-34. Завод отгрузил 35 танков. Два уехали на ЛБТКУКС, один в Харьковское бронетанковое училище (ХБТУ). Еще две машины, вместе с танком выпуска августа, 31 октября отправились в пробег Харьков – Москва – Харьков. 7 декабря они вернулись на завод. 11 мая 1941 года их отправили на РБ № 7 (Дарница, Киев). И, наконец, в этом месяце начались отправки танков в боевые части: 20 и 28 ноября в 8-ю танковую дивизию (ТД) 4-го механизированного корпуса (МК) Киевского Особого военного округа (КОВО) отправили 20 и 10 Т-34 соответственно.
Декабрь хоть и не блистал показателями сданных ВП танков, 32 при плане в 125, но зато отгрузили уже 63 машины. Из них 4 получило ХБТУ, 2 Казанские бронетанковые курсы усовершенствования технического состава РККА (КБТКУТС), 2 КТТУ, 2 ВАММ, 20 8-я ТД и 30 12-я ТД 8-го МК КОВО. Кроме того один отправился на Карельский перешеек и 2 танка на Научно-испытательный автобронетанковый Полигон (НИАБТП) в Кубинку. На этих трех танках стоит остановиться немного подробнее.
Первая машина проходила испытания в зимних условиях на препятствиях «Линии Маннергейма». На 1 мая 1941 года она находилась на заводе и использовалась для опытных работ. «По восстановлению будет отправлена по разнорядке». Дальнейшая судьба не известна.
Из двух танков, отгруженных в Кубинку, один, прошедший в марте ремонт на заводе № 183, 1 апреля 1941 года был отправлен на завод № 174 для установки огнемета АТО.
Что касается СТЗ, то в 1940 году, при плане в 100, он не смог окончательно сдать ни одного танка, хотя собранными числились 23 штуки.
Таким образом всего за 1940 год завод № 183 смог сдать только 115 Т-34 из 500 запланированных. С завода было отгружено 108 танков и 7 оставались не вывезенными. Впрочем, из 108 отправленных танков, в войска ушло только 97, из которых 80 в боевые части и 17 в ВУЗы.
Продолжение следует