Друзья, взгляните – какую замечательную газетную заметку я отыскал и приберёг для 8 августа. В 1949 году Политбюро поручило Комитету по делам культурно-просветительных учреждений при Совете министров РСФСР организовать в Москве юбилейную выставку, посвященную памяти А. С. Пушкина. К 150-летию поэта в Государственном музее керамики в Кусково открылась выставка «А. С. Пушкин в произведениях художественного фарфора», после которой многие произведения там и остались.
Николай Соболевский. Выставка в Кускове. Пушкин в произведениях художественного фарфора // Вечерняя Москва, 1949. – № 187 (7779), 8 августа.
Недавно в музее-усадьбе «Кусково» открылась большая выставка «А. С. Пушкин в произведениях художественного фарфора».
Выставка, на которой представлено несколько сот произведений, вобрала в себя почти всё лучшее, что создано было на пушкинские темы за годы советской власти и в дореволюционное время. Материал выставки показывает и замечательную жизнь А. С. Пушкина, и жизнь и быт людей пушкинской эпохи, и бессмертные поэтические образы, созданные пушкинской музой.
Несомненный интерес представляют сервизы, чашки, бокалы, вазы и статуэтки, выполненные в минувшем веке на фарфоровых заводах Гарднера, Батенина, Попова и др. Перед посетителями проходят виды Москвы пушкинского времени – Красная площадь с храмом Василия Блаженного и памятником Минину И Пожарскому, знаменитый дом Пашкова, Кремль; виды пушкинского Петербурга – «Медный всадник» (фальконетовский памятник Петру I), Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Нева, «Александрийский столп», виды Петергофа, Гатчины, Павловска и, наконец, – Одессы той поры, когда в ней жил А. С. Пушкин. В этом же разделе интересно и содержательно раскрыты и показаны в скульптурах малых форм люди пушкинской эпохи – горожане и крестьяне, которые нередко служили прообразами многих литературных персонажей великого поэта.
Привлекает внимание иконографический материал – фигуры и бюсты А. С. Пушкина, сделанные видными русскими скульпторами Витали, Теребеневым, Степановым и П. Трубецким, а также уникальный сервиз «Евгений Онегин» по рисункам Е. Лансере.
Подлинный расцвет творческой деятельности художников фарфора в области пушкинской темы (об этом красноречиво свидетельствует весь второй раздел выставки) наступает после Великой Октябрьской социалистической революции. Став достоянием всего народа, литературное наследие великого поэта вдохновляет многих советских художников фарфора на создание правдивых, высокоидейных произведений.
Уже в первые годы революции к пушкинской теме обратился такой крупный мастер художественного фарфора, как Н. Данько, создавшая несколько скульптур малых форм посвящённых А. С. Пушкину.
На выставке представлены два произведения одаренной художницы – «Пушкин на прогулке» и «Пушкин за работой» – красочные вещи, совершенные по пластическому решению, свидетельствующие о незаурядном даровании автора.
Запоминаются небольшая скульптура «Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова», исполненная Я. Троупянским, и новая его работа «Пушкин с няней». Из других работ на пушкинскую тему, созданных в первые два десятилетия Октября, привлекает внимание произведение А. Суворова – фигура Пушкина.
Наиболее примечательных результатов добились советские художники фарфора в последние годы. Вооружённые методом социалистического реализма, они стремятся показать облик поэта и созданные им образы‚ такими, какими их знает и любит советский народ.
Вот почему многочисленная серия произведений, созданная мастерами художественного фарфора к 150-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина, смотрится на выставке как новое достижение советского изобразительного искусства.
Примечательно, что эта серия не только чётко характеризует уверенное – поступательное движение большой группы художников советского фарфора, но и подчёркивает одновременно индивидуальные творческие особенности каждого участника выставки.
Кроме того, эта серия доказывает, что советские художники-керамисты, работающие на Ленинградском фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова, на Дулёвском фарфоровом заводе и на Лобненском заводе стройкерамики, не только освоили культуру фарфора, но и успешно двигают её вперёд.
Из многих экспонатов юбилейной серий, показанных на выставке, особенно примечательны произведения лауреата Сталинской премия С. Орлова (триптих «Сказка о рыбаке и рыбке»),
И. Слонима, А. Сотникова, В. Боголюбова. И. Зимина, А. Бржезицкой, П. Кожина, Е. Чарушина, Т. Боголюбовой, М. Габе, А. Корсикова, О. Белавенцевой, Н. Кашина и других.
Несомненен творческий рост скульптора В. Боголюбова. Об этом убедительно говорит его последняя композиция «Пушкин и няня Арина Родионовна».
Много жизненной правды в пластически-убедительных образах, созданных – скульптором И. Слонимом. Хороши его работы: «И. Козловский в роли Ленского», «Е. Кругликова в роли Татьяны» и особенно «П. Норцов в роли Евгения Онегина».
Вдохновенный образ поэта создан молодым скульптором М. Габе. Его «Пушкин на прогулке» – скульптура, исполненная в белом глазурованном фарфоре, – образец правдивого, запоминающегося портрета.
Полна большого очарования, хотя и несколько наивна по трактовке композиция талантливого скульптора А. Сотникова «Татьяна и Онегин».
Надолго запомнится красочная, романтическая «Земфира», созданная молодой одарённой художницей А. Бржезицкой.
Большое, сочное по цвету, узорное юбилейное панно Т. Боголюбовой с профильным портретом поэта в центре; реалистические пейзажи и на тарелках Г. Зимина – «Домик няни в Михайловском», «Парк в Тригорском», «Бывший Святогорский монастырь».
Сказочная скульптурная композиция «У лукоморья» художника Е. Чарушина (одна из лучших работ выставки), как и многие другие скульптуры малых форм, подчёркивают увлечённость, с какой разрабатывают пушкинскую тему советские художники и скульпторы.
Выставка «А. С. Пушкин в произведениях художественного фарфора» – новый успех творческих усилий мастеров реалистического искусства, вдохновленных большой и глубоко содержательной темой.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ячсастлив