На пятидесятый день после Пасхи отмечается праздник Святой Троицы - день сошествия Святого Духа на апостолов, день основания Церкви.
Что писал об этом празднике святитель Феофан Затворник?
Какою светлостию окружила Святая Церковь праздник Пятидесятницы! Видим и в песнях, и в образе священнодействий, и в убранстве храмов, домов и даже путей особенные проявления радования. И понятно почему. Это все есть плод радости жизни чрез Духа Святого о Христе Иисусе, Господе нашем.
(Слово в день Пятидесятницы, 1860 год)
«Божественный Дух затем сошел, затем обитает в Церкви и сообщается всем верующим, чтоб восстановлять падших, возвращать им первобытное совершенство, воссоединять с Богом и утверждать в них жизнь по Боге.
В ком качествует Богосозерцание, кто обладает ведением тайн Божиих чрез непосредственное озарение или чрез посредственное откровение, кто в познании самых видимых тварей не на них одних останавливается, а в них ищет узреть отражение тайн Боговедения, миротворения и мироправления, в том есть жизнь духовная, тот имеет и Духа Святого…
Удостоверившись в обладании Духом, возрадуйтесь, Духоносцы. Но и нам, не видящим в себе явных действий Духа, хотя горько, но отчаиваться не должно. Дух Святой, сошедши, не оставляет земли. Входы к нему открыты. Приступим, и Он приидет и вселится в нас»
(свт.Феофан Затворник. Слово на Пятидесятницу, 1862 год)
"Дохнувши однажды Божественным Духом, род человеческий дышит Им с тех пор непрестанно. Легкие, в коих сие совершается, есть Святая Церковь; каналы в легких – это Божественные Таинства Святой Церкви и другие освятительные ее действия. Колебание груди есть годовое движение всех священнодействий Церкви, например: Великий пост со всем чином своим, потом пятидесятодневные празднества, далее будет опять пост , и опять светлые дни, и так далее, – это точь-в-точь колебание груди. Так дышит Христова Церковь, или все повсюду верующие христиане. И как христианство – в человечестве, то все человечество дышит в нем, хотя не все оно причастно животворных действий сего Божественного дыхания".
(Святитель Феофан Затворник, Слово в день Пятидесятницы, 1860)
«Божественный Дух сошел, и человечество ожило, дохнув Божественным Духом, — это в первый раз, как новорожденное дитя, выходя на свет, в первый раз вдыхает в себя воздух. Апостолы, или вся первая собравшаяся в Сионской горнице Церковь, были только устами, коими приняло человечество сие первое вдыхание Духа»
(Святитель Феофан Затворник, Слово в день Пятидесятницы, 1860)