Найти тему
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Куда пропал мопед Рига – на чем ездили советские мальчишки

Во времена СССР мопед был заветной мечтой каждого подростка. Понятно, что мальчишки любили велосипеды, но когда появились двух колесные аппараты с моторчиком, велики утратили лидирующие позиции.

Одним из первых мопедов, не требующих водительских прав для эксплуатации, была легендарная модель «Рига».

Мечта мальчишек в СССР
Мечта мальчишек в СССР

Мопеды «Рига» более 30 лет выпускал рижский мотоциклетный завод «Саркана Звайгзне». Первое поколение машин – мотовелосипеды Рига-1.

Производство продукта запустили в 1961 году. Модель оснастили 50 кубовым двигателем, мощностью 1 л. с., и максимальной скоростью 50 км\ч.

Первое фото мопеда Рига
Первое фото мопеда Рига

Кубатура мотора была главной проблемой, поскольку требовала регистрации в ГИБДД и наличие мотоциклетных прав для возможности передвижения. Это сказалось на потребительском спросе.

Модели последующих поколений оснащали моторами, до 49 кубических сантиметров. Снижение кубатуры не особо повлияло на скоростные и мощностные показатели. Зато на мопеде теперь можно было ездить без прав. Как следствия популярность риги взлетела до небес.

Подростки на мопедах в СССР
Подростки на мопедах в СССР

Подростки, которым осчастливливалось заиметь такой аппарат, с гордостью гоняли по дворам под завистливые взгляды сверстников.

Граждане постарше с удовольствием использовали мопед в качестве транспортного средства.

Например, «Рига» был на вооружении у деревенских почтальонов, которых радовал своей практичностью, простотой управления, маневренностью и надежностью.

Мопеды велосипедного типа выпускались до 1977 года. Затем на смену пришли более продвинутые модели.

Рига
Рига

Со временем мотовелосипеды заменили мокики – тип более современных мопедов сделанных по схеме мотоциклов и без велосипедного привода.

Первенцем среди рижских мокиков стал мопед «Рига-16» который запустили в производство в 1977 году. Новые модели получили еще большую популярность, потому что уже не надо было крутить педали, а запуск двигателя производился по аналогии с мотоциклом, через кикстартер.

Рига-16
Рига-16

Первые модели «Рига» оснащали моторами Jawa. На последующие поколения, ставили харьковские моторы серии «Д» или шауляйские силовые установки.

В целом разные генерации мопедов мало отличались по производительности. В основном изменения касались дизайна, веса и габаритов.

В середине 80-х на рижском заводе происходило перепроизводство мопедов. Руководство принимает решение начать создавать совершенно новые модели мокиков.

Предприятие в 1986 году представило новую разработку – мопед «Дельта» (РМЗ 2.124). Потребитель достаточно тепло встретил свежую модель. Впрочем, из-за слабой рамы особого успеха она не снискала.

Дельта (РМЗ 2.124)
Дельта (РМЗ 2.124)

Распад СССР и выход Латвии из союза повлек значительный экономический кризис.

«Саркана Звайгзне» потеряло налаженные торговые связи и в 90-х предприятие полностью прекратило производство мопедной техники.

Завод пытался держаться на плаву, но в 1998 году, предприятие полностью прекратило существование. Так закончилась славная история легендарных и горячо любимых советскими мальчишками мопедов «Рига».

Подписка, палец "вверх" и комментарии приветствуются.