Когда я готовилась к тесту по китайскому языку, в какой-то момент обнаружила, что мне стало скучно. И тут я испугалась. Китайский — моя давняя любовь и я уверена, что именно этот язык будет востребован в ближайшие годы. Копнула глубже и поняла: я зациклилась на том, чтобы получить нужный балл. А не на том, чтобы уметь прочитать книгу или пообщаться с людьми в путешествии. Именно навык был для меня важнее, а я про это забыла, и мотивация помахала ручкой.
Совсем наоборот было с экзаменом по английскому. Я была уверена, что владею им хорошо, надо было только получить проходной балл для университета. И там я с удовольствием изучала тонкости экзамена, которые скорее про формат, а не про язык.
Весь этот длинный пример к тому, что многое зависит от того, куда смотришь. Ведь суть целей — направлять внимание на поведение, которое способствует выполнению задачи, и за счёт этого поддерживать мотивацию долгое время (1).
Хитрость в том, что мы можем ориентироваться на две вещи: мастерство, то есть развитие навыка, или производительность, то есть умение этот навык показать. И формулировка влияет на результат. Одно дело идти на экзамен, чтобы пятёрку получить, а другое дело — чтобы оценить своё знание предмета.
Цели с фокусом на мастерство заставляют нас развивать навыки, пробовать снова и снова и смотреть на препятствия как на признак того, что надо бы ещё поучиться. А если что-то не получается — прилагать больше усилий или искать другие способы развития навыков. Цели такого типа положительно влияют на мотивацию и самоощущение.
Цели с фокусом на производительность требуют доказать, что ты МОЖЕШЬ. Желательно, лучше, чем все остальные. Достигнутая цель подтверждает владение навыком, а провал (по любой причине) считается признаком некомпетентности. Поэтому сложности и просьбы о помощи тоже рассматриваются как слабость.
Второй вариант, кстати, характерен больше для мальчиков, а девочки чаще идут по пути развития мастерства (2). Может, все эти шутки про мужчин, которые теряются, потому что не хотят спросить, где нужная дорога, не совсем и шутки... Просто подход у них такой. Но вернёмся к нашим целям.
Как обычно, всё не так однозначно.
Стремление к мастерству оптимально для тех, у кого ориентация на достижения слабая. Таких людей цели производительности вроде "получи красный диплом" только расстраивают, сама задача становится неинтересной. А вот люди с сильной ориентацией на достижения загораются от целей, которые помогут показать всему миру, на что они способны (3).
Если ты из тех, кто в школе ленился делать однотипные задания, хотя они были лёгкими, но спокойно выполнял задачи, требующие усилий — цели с фокусом на производительность не твоё. Не надо никому ничего доказывать, работай "для себя" и ставь цели на мастерство. Именно такие цели помогут поддержать интерес в долгосрочной перспективе (4).
Если же ты из вечных отличников, для которых формальная награда и правда важна, ставь себе планку повыше, бей рекорды — желательно в цифрах.
Естественно, тип цели можно подбирать под ситуацию. Где-то достаточно сдать тест, чтобы бумажку получить, тогда не стоит очень заботиться, есть ли навык на самом деле. И наоборот.
А ты к какому лагерю относишься: "мастерам" или "отличникам"?
— — — — —
1) Miner J. B. (2005). Organizational behaviour 1: Essential theories of motivation and leadership. Oxon, UK: Routledge.
2) Butler R. (2014). Motivation in educational contexts: Does gender matter? Advances in child development and behavior, 47, 1-41.
3) Elliot A. J., Harackiewicz J. M. (1994). Goal setting, achievement orientation and intrinsic motivation: A mediational analysis. Journal of Personality and Social Psychology, 66, 968-980.
4) Harackiewicz J. M. et al. (2000). Short-term and long-term consequences of achievement goals: Predicting interest and performance over time. Journal of educational psychology, 92(2), 316-330.