А внутри вас живёт внутренний критик? Когда он подаёт голос? Что и как обычно говорит? А как вы разговариваете с ним? Выслушиваете ли его или затыкаете уши? Пытаетесь что-то доказать и переспорить, или соглашаетесь охотно со всеми высказываниями?
На днях я в очередной раз встретилась со своим.
Всё началось с общения с нутрициологом. (Вес растёт, дисбаланс в организме налицо, а самостоятельно без поддержки решать проблему я не в состоянии). И вот я сижу и заполняю опросники. «Как часто потребляете сахар больше двух раз в неделю?» «А что с кожей?» «А как с суставами?» «А что там по шкале Бека?» Разное.
И вот я отвечаю на вопросы, и просыпается он – внутренний критик. Начинает говорить: «Как можно потреблять столько простых углеводов? Когда ты в последний раз сдавала анализы? Почему ты всё реже готовишь и всё чаще или пропускаешь приём пищи, или ешь то, что явно несёт больше вреда, чем пользы? С таким отношением к своему организму проще сразу ползти на свалку! Посмотри на себя в зеркало и ужаснись! Фу!»
Я узнаю этот голос. Я знаю, чьи это слова. Но толку-то? Спорить и что-то доказывать бесполезно. У него своя правда. Попытаюсь переубедить – встречу жестокое сопротивление. Это как пытаться донести свою правду до человека, который изначально нападает, до того, кто агрессивен, кто пришёл не с целью разобраться и понять, а нападать, кто плюёт на твои границы и твоё состояние.
Но что, если не воевать с ним?
Что, если приглядеться к нему повнимательнее? Выслушать. Попытаться понять, зачем он приходит, как себя чувствует.
Если не раздувать спор, вполне может оказаться, что внутренний критик не жаждет причинять боль и унижать. Вполне может, оказаться, что он так заботится. Пытается защитить. От болезней, от плохого самочувствия, от нападок окружающих, от всякого. Он пытается заставить обратить внимание на важное. Потому что боится. Ужасно боится страдания. Отвержения. Он – та часть тебя, которую не любили, критиковали, от которой требовали идеальности. Требовали от тебя, но именно он всякий раз принимал на себя основной удар. Очень часто ему это всё преподносили под соусом заботы. Вот он и усвоил в какой-то момент, что забота, она такая. Но при этом он помнит, как это больно, когда так поступают чужие. И именно чтобы тебе и ему не делали больно, старается заставить тебя стать идеалом. Тогда не растопчут. Тогда не будут отвергать. Тогда не будет больно.
Если не пытаться этой части себя что-то доказать, если не затыкать, тогда что? Тогда выслушать. Расспросить, чего он боится, зачем ему идеальность. Рассказать о том, что теперь ты сильнее, чем когда-то давно, а потому не разрушишься ни от чужого мнения, ни от отвержения. Рассказать, что теперь ты можешь себя защитить. И поблагодарить. За заботу. За искреннее желание оберегать от всего плохого. За то, что помогает замечать слабые стороны, видеть уязвимости, подталкивает к улучшениям. Да, не всегда бережными методами. Но как умеет. Как научился на собственном опыте когда-то давно.
Ведь если подумать, то когда ты ешь сахар, бесконечно откладываешь визит к врачу, прокрастинируешь вместо того, чтобы работать, раненый внутренний критик ощущает это как насилие. Неглект в чистом виде. И именно в ответ на то, что он воспринимает, как насилие, критик и проявляет агрессию.
Представьте эту свою часть. Посмотрите на неё. Увидьте боль и страх внутреннего критика. Признайте и свою ответственность за эту боль. А теперь обнимите его. Можете поплакать вместе. Расскажите внутреннему критику, что не всё в ваших силах, что если вы съели лишнюю конфету или не стёрли пыл с полок, это не из желания наградить диабетом или ожирением, не потому, что считаете себя и его недостойными жить в чистоте и дышать свежим воздухом.
Поговорите с внутренним критиком.