Найти в Дзене
Блокнот математика

Про LIGO и автогонки

Ну что же, снова поговорим про LIGO и принцип работы интерферометра. А именно: если плечи растягиваются, но вместе с ними и длина волны света увеличивается, то не выходит ли то на то? На первый взгляд, это кажется убедительным: ведь если плечо имело длину, скажем, в миллион длин волн, то после растяжения оно имеет длину все тот же миллион длин волн, так как длина волны тоже увеличилась. Ну хорошо, рассмотрим пример. Есть две идентичные прямые дороги, и две идентичные машины, с водителями с одинаковой подготовкой. Они одновременно стартуют и движутся с постоянной предписанной скоростью в 90 км/час. Прибудут они, естественно, одновременно, если не наделают ошибок. Их передние бамперы пересекли линию старта одновременно и пересекут линию финиша также одновременно. И задние тоже. Хорошо, но теперь пусть одну трассу немного удлинили: перенесли линию финиша чуть дальше. А другую укоротили. Вместо ста километров стало сто километров 10 метров на одной и 99 км 990 м на другой. Ясно, что теперь

Ну что же, снова поговорим про LIGO и принцип работы интерферометра. А именно: если плечи растягиваются, но вместе с ними и длина волны света увеличивается, то не выходит ли то на то?

На первый взгляд, это кажется убедительным: ведь если плечо имело длину, скажем, в миллион длин волн, то после растяжения оно имеет длину все тот же миллион длин волн, так как длина волны тоже увеличилась.

Схема LIGO
Схема LIGO

Ну хорошо, рассмотрим пример. Есть две идентичные прямые дороги, и две идентичные машины, с водителями с одинаковой подготовкой. Они одновременно стартуют и движутся с постоянной предписанной скоростью в 90 км/час. Прибудут они, естественно, одновременно, если не наделают ошибок. Их передние бамперы пересекли линию старта одновременно и пересекут линию финиша также одновременно. И задние тоже.

-2

Хорошо, но теперь пусть одну трассу немного удлинили: перенесли линию финиша чуть дальше. А другую укоротили. Вместо ста километров стало сто километров 10 метров на одной и 99 км 990 м на другой. Ясно, что теперь тот, кто едет по длинной, приедет позже.

А если ему дадут более длинную машину? Не пять метров ровно, как была, а полмиллиметра длиннее. Ну разумеется, это никак не поможет: передний бампер так и так пересечет линию финиша позже, чем у соперника. А задний тем более.

Ну давайте упростим: если скорость не превышать, то кто раньше приедет: кто поехал за сто километров на пятиметровой машине или кто отправился за 200 на десятиметровой? Если мерять в машинах, то пути одинаковые: 20 тысяч машин. Но скорость-то меряется не в машинах в час, а в километрах в час!

Кто длинее, тот и едет быстрее... или нет?))
Кто длинее, тот и едет быстрее... или нет?))

Теперь обратимся к формулам. Есть понятие "бегущая волна": это когда график функции f(x) сдвигается со временем t как целое вправо с данной скоростью v. Это описывается формулой f(x-vt).

Возьмем синусоиду с данной длиной волны λ и круговой частотой ω=2π/λ: sin(ωx). Вот такой сигнал. Он бежит со скоростью света, что дает бегущую волну вида sin(ω(x-ct)). Скорость света в вакууме от длины волны (и частоты) не зависит.

Волна пробегает некоторый путь L (это плечо интерферометра, туда-обратно, может быть несколько раз), возвращается, и наблюдается зависящий от времени сигнал sin(ω(L-ct)). В другом плече сигнал такой же и их разность равна нулю.

Если плечо удлинится/укоротится при постоянной частоте ω, то сигнал изменится, очевидно, и интеференция это выявит.

Но ведь длина волны λ тоже увеличится/сократится, а стало быть, и частоты ω сократится/увеличится. Это верно, при этом произведение ωL всегда постоянное (это, по сути, длина пути в длинах волн, обозначим это буквой w), но тогда величина ωct меняется, и, следовательно, меняется сигнал. Запаздывает или, наоборот, приходит раньше.

И никаким образом вы не сможете компенсировать изменение L изменением ω!

А что, если частота (длина волны) меняется в процессе, а на детектор свет приходит одинаковый? Ведь тогда w=ωL константа, а ω одна и та же.

Нет, это не так работает. Если ω меняется по ходу, то надо интегрировать: разбить мысленно путь на короткие участки и на каждом смотреть сдвиг по фазе, то есть различие ωct. И накопленное различие потом сравнить.

Вот так вот, господа.

Оглавление рубрики

Путеводитель по каналу