Найти тему

Встраиваем в урок эффективные приемы запоминания материала

В курсе обществознания, да и истории тоже, знаниевый компонент не уходит на второй план, кто бы и что ни говорил. Анализируя педагогическую литературу, собственный опыт, я пришла к понимаю, что для эффективного запоминания материала учащимися учителю необходимы:

  1. правильная подача материала
  2. правильное повторение материала

Сразу оговорюсь, что под "правильным" я подразумеваю то, что правильно для меня, как для учителя-предметника. Мое мнение - не истина в последней инстанции.

Правильная подача материал

Проиллюстрирую примерами некоторые приемы

  • На уроке обществознания при изучении темы: "Динамика общественного развития" или вопроса, касающегося прогресса, регресса, уместно рассмотреть материал, связав его с развитием смартфонов, компьютеров и пр. Можно даже вывести признаки прогресса, проанализировав эти изменения. (в данном примере мы связываем новый материал с важным и актуальным)
  • На уроке истории в 5 классе при изучении темы: "Что изучает история?", можно смоделировать такую историю

Однажды один великий полководец обратился к своему советнику с вопросом: как выиграть сражение. На что советник ответил: нужно изучить историю сражений другого полководца древности. Почему он дал такой совет?

При переходе к другому пункту этой же темы:

Возвратимся к великому полководцу: подумайте, с чего бы ему начать? Как узнать историю прошлых сражений? (говоря об исторических источниках)

  • На уроке истории в 6 классе при изучении темы: "Образование варварских королевств" , можно попросить учащихся подтвердить наличие признаков государства, а затем - самое главное - нарисовать условные знаки к этим признакам (использование мнемотехники)
  • Особо хочу остановиться на связывании нового материала с уже известным. Казалось бы - понятная и логичная вещь, но многие учителя недооценивают этот прием. Сейчас уже известно как устроен мозг человека - в нем множество и множество нейронных связей. Используя этот факт и устанавливая как можно больше связей между объектами, особенно соединяя новую информацию с уже хорошо усвоенной, можно качественно запоминать материал.

Например, при изучении темы: "Религия" в курсе обществознания, стоит обязательно вспомнить религию древних греков (эта тема обычно хорошо запоминается с пятого класса), крестовые походы, появление христианства. Можно порассуждать об отличиях и сходствах моно- и политеистических религиях, и выйти на понимание термина религия. Посмотрите, сколько связей мы затронули, что-то однозначно запомнится (в идеале, конечно, должно запомниться определением термина)

Правильное повторение материала

-2
  • Режим повторения
изображение взято с сайта https://bestlavka.ru/krivaya-zabyvaniya-ehbbingauza-4-osnovnyh-sposoba-povtoreniya/
изображение взято с сайта https://bestlavka.ru/krivaya-zabyvaniya-ehbbingauza-4-osnovnyh-sposoba-povtoreniya/

Эббингауз обнаружил зависимость забывания информации от времени.

Взяв за основу эту кривую, Эббингауз сделал вывод, что забывание материала происходит практически сразу после его изучения. Но, если учащийся целенаправленно будет осуществлять повторение, то информация все-таки запомнится.

На основе этих исследования была составлена методика повторения информации для ее запоминания.

Изображение взято  сайта https://magazine.skyeng.ru/zubrit_slova/
Изображение взято сайта https://magazine.skyeng.ru/zubrit_slova/

Таким образом, мы видим, что первое повторение материала должно быть сразу после изучения новой информации (первичное закрепление, например после изучения пункта плана урока). Второе повторение - примерно через 20 минут (закрепление в конце урока). Третье повторение, в идеале через 8-12 часов, но это трудно обеспечить. Четвертое повторение — через 24-32 часа после третьего (как раз проверка домашнего задания на уроке). А пятое повторение — через 3-5 дней после четвертого. Вывод: не пренебрегайте закреплением на уроке! Иногда лучше не рассмотреть новую тему до конца, чем упустить момент для повторения.

  • Шесть вопросов

Более упрощенный подход предполагает формулирование для каждого урока шести вопросов: два вопроса по теме, которую изучали в прошлом месяце, два вопроса — по теме прошлой недели, и еще два — по теме прошлого урока.

На этом все! спасибо за внимание!