Мое увлечение букинистической литературой становится порочной зависимостью. Правда, порок в том, что спускаю на книги деньги, которые могла бы потратить на что-нибудь архиважное. К примеру, медицинского назначения.
Но, как любит повторять мой отец, не жаль спускать деньги только на книги. Без всего остального можно обойтись. Я с ним согласна. Иначе как еще я бы узнала (во всех подробностях!), как проводила свое утро императрица Екатерина (порядковый номер в истории указан в заголовке).
К примеру, просыпалась государыня в 6 утра, сама одевалась, зажигала свечи и разводила огонь в камине. Спросите, почему? "Надо жить и давать жить другим" (это ее цитата).
Более того (и это удивило меня даже больше, чем факт с камином), когда она просила (звоня в колокольчик), чтобы ей принесли воды, а слуга в это время еще спал, она ждала, когда он проснется. Не истерила, заметьте, не требовала, чтобы его за нерасторопность вздернули на дыбе, а ждала! Уму непостижимо!
Далее она полоскала горло и умывалась кубиком льда. При этом особо нерадивым служанкам, которые постоянно что-то забывали во время подготовки к ее туалету, выговаривала, мол, кто вас только замуж возьмет, когда вы такие беспечные? Или вы обрекли себя на вечную жизнь во дворце?
Далее Екатерина шла в свой рабочий кабинет и выпивала чашку крепкого кофе со сливками и гренками (их отдавала своим любимым собачкам). При этом кофе был настолько крепким, что однажды слуга, которому государыня дала выпить его, когда тот не мог согреться, чуть не закончил инфарктом - настолько сильна была тахикардия! А ей - хоть бы что.
Кстати, вскоре врачи запретили стареющей императрице пить ее любимый напиток, но она все равно пила его втайне от них. И сделала это даже в день своей кончины - две традиционные чашки.
После секретари читали ей деловую корреспонденцию, а министры докладывали, как обстоят дела в государстве. На все это выделялось чуть более 3-х часов. Государыня же в это время вышивала или вязала (подозреваю, что успокаивала нервы).
Обед состоял обычно из 3-4 блюд, на аппетит императрица не жаловалась. Вместо напитков пила обычную воду, на которую летом ежегодно тратилось 10 тысяч рублей из бюджета. Специальные подводы доставляли ее даже в Царское Село! Если в жару хотелось чего-нибудь кисленького, Екатерина разводила в стакане воды смородиновое желе. А вечерами традиционно, по совету своего доктора, выпивала рюмку мадеры (кряхтя).
Также любила Ее Величество и табачок! Но табакерку, как все остальные, не носила. Вероятно, боялась, что табаком пропахнет платье. Поэтому просила, чтобы ее угощали, желательно, не публично. Например, под столом, как это делал князь Галицын. Когда она все-таки решилась заиметь свою плантацию, то табак для нее специально сеяли в Царском Селе. Она нюхала его исключительно левой рукой, потому что правую подавала для поцелуев верноподданным.
Ужинать - не ужинала. Выпивала стакан воды. Отучила себя есть на ночь, потому что страдала желудочными коликами. Со временем, и вовсе стала отказываться от любимых напитков и блюд, потому что отекали ноги и мучили головные боли.
В целом же, она никогда не кичилась тем, что судьба подкинула ей такую привилегию - носить корону. Разумеется, характер у государыни был противоречивый. Иногда она была даже излишне резка! Но к своим верноподданным, особенно тем, кто жил с нею во дворце, относилась по-приятельски, понимая, что без их помощи не справится.
Хотя...иногда вводила их в состояние ступора, когда часть их обязанностей выполняла сама - без претензий и упреков. Порода - она и в Африке порода, чего уж там!