Существует особый музейный этикет. Его придумали, чтобы как можно дольше сохранять выставляемые раритеты. Но некоторым людям закон не писан. Не раз слышала от музейных работников, что предотвратить порчу шедевров практически невозможно, ведь никто не знает, что на уме у каждого пришедшего в храм искусств.
Фотографировать со вспышкой
В большинстве случаев фотовспышка работает на ксеноновых лампах. А они обладают эффектом состаривания. Кроме того, картины прошлых веков писались натуральными красками.
А они менее устойчивы к воздействию внешних факторов, чем современные синтетические. Но для меня в этом вопросе еще присутствует этическая сторона.
Одна знакомая работает гидом в выставочном центре небольшого города Московской области.
Она признавалась, что вести экскурсию при постоянных всполохах — все равно что стоять на красной дорожке. Это сбивает рассказ, да и других посетителей отвлекает.
Пробовать на ощупь экспонаты
Некоторым посетителям хочется прикоснуться к истории в буквальном смысле. Причины могут быть разными. Я знаю истории, когда скульптуры становились объектами ощупывания из-за умственного помешательства.
В других случаях это было следствием неосторожности или неловкости. Однажды ребенок попытался потрогать, холодная ли водичка на картине. Мама вовремя его остановила.
Такие тесные контакты способны нанести вред предмету искусства. От рук экскурсантов могут остаться пятна грязи или пото-жировых выделений. Во время прикосновения можно случайно задеть предмет ногтем и поцарапать его.
Шуметь
Музей — это не читальный зал, конечно, но здесь тоже следует сохранять тишину. По-моему, это элементарное уважение к окружающим.
Древние греки считали, что при восприятии произведений искусства человек испытывает катарсис, очищаясь от переживаний, возвышаясь над обыденностью.
Довольно сложно возвыситься, когда рядом кто-то громко разговаривает по телефону, смеется, спорит или кричат дети.
Прислоняться к стенам
Туристам после целого дня (или даже не одного) поездок по культурным местам хочется к чему-нибудь прислониться и отдохнуть. Некоторые садятся прямо на пол музея вдоль стен, чтобы созерцать прекрасное со своей позиции.
Я знаю один музей, который в большинстве турпрограмм стоит в конце.
Там стены постоянно приходится перекрашивать, так как одежда и рюкзаки путешественников оставляют грязные следы.
Брать еду с собой
Вот это мне вообще непонятно, для чего делается. Вероятно, процесс жевания усиливает ощущение счастья от знакомства с прекрасным. А если серьезно, несколько раз была свидетелем, как люди доставали из рюкзаков колу или бутерброды.
Обычно их просили все убрать, ведь напитки можно пролить, а от еды падают крошки.
А вы когда-нибудь нарушали музейные запреты?