Всем привет! Сегодня продолжаю серию статей для начинающих художников и просто любителей живописи и не только. В предыдущих статьях я писал о масляных красках их выборе и так далее. Сегодня же хочу поговорить с вами и обсудить тему композиции в работе художника.
Тема невероятно сложная, и требует огромного иллюстративного и пояснительного материала. Поэтому в статье постараюсь кратко рассказать о самых важных на мой взгляд аспектах и законах композиции.
Что такое композиция в рисунке и живописи?
Во-первых давайте поговорим о том, что же такое композиция с точки зрения художника?
Если в двух словах, то это законы и принципы размещения и взаимодействия любых предметов, людей, пятен, цвета, линий в видимом поле живописной работы, а также их компоновка относительно формата двумерного носителя или трёхмерного пространства (так как живописная работа может быть и трёхмерной).
Можно дать и более упрощенное определение
Композиция-это набор элементов картины, взаимодействующих между собой и имеющих центр
Иными словами композиция-это гармония или соотношения всего, что может быть изображено художником с форматом носителя.
Важно! Невозможно говорить о композиции не говоря об эмоциях, которые хочет передать художник в своей работе. Всегда законы и принципы композиции подчинены замыслу работы и тому эмоциональном посылку, который хочет передать художник. Любая красивая композиция и гармония-это не самоцель. Прежде всего это инструмент. Правильно созданная композиция усилит и подчеркнёт замысел, а не правильная его полностью смажет.
Выбор формата работы очень сильно зависит от вашего замысла
Очень важная вещь для понимания композиции-это формат. Формат нужно выбирать в соответствии с замыслом. Так как выбор формата напрямую влияет на эмоциональный посыл.
1. Квадратный формат. Это прежде всего эмоции статичности и стабильности. Ощущение спокойствия и тепла. Мало движения, мало эмоций.
2. Вытянутый по горизонтали формат. Динамика движения по горизонтальной плоскости. Движение идёт или слева направо, или наоборот в зависимости от замысла.
3. Вытянутый по вертикали. Однозначное движение или вверх, или вниз. Мощная динамика и эмоциональность. В своих работах очень люблю использовать именно вертикальный формат, дающий на мой взгляд максимальную динамику работе. В примере моя работа в которой вертикальный формат подчёркивает движение вверх по дороге, в сторону солнца. Мы идём как бы глазами снизу вверх. Ощущаем эмоцию буквально кожей. Таково воздействие правильно подобранного формата.
Итак, формат очень сильно влияет на композицию и на общее эмоциональное восприятие живописи.
Композиционные приемы в живописи и рисунке
Далее я хотел бы достаточно кратко, с примерами показать основные композиционные приемы используемые как в рисунке, так и в живописи.
Золотое сечение
Наверное невозможно говорить о композиции и не сказать о правиле или законе золотого сечения. Я сам очень часто применяю данный принцип в своих работах. Есть геометрически выверенные формулы построения, а также четкое определение, которое гласит - золотое сечение, или золотая пропорция это такое соотношение двух величин, при котором бо́льшая величина относится к меньшей, так же как сумма величин к бо́льшей(источник https://ru.wikipedia.org/wiki/). Но что это такое, если говорить простым языком? И как оно помогает художнику? Золотое сечение-это определённое гармоничное соотношение осевых вертикальных или горизонтальных направляющих линий в картине. Также можно сказать, что данная пропорция может очень помочь художнику в построении композиции работы. Использовать данное соотношение можно в любом жанре и стиле.
На примере своей работы "Солнце Дивеево" хочу показать принцип пропорции золотого сечения. Первое изображение-более сложное построение, второе-более простое. Разумеется, я не вычислял с линейкой данные пропорции, а делал все на глаз. Так как, надо отметить, что находясь например на пленэре, занимаясь живописью с натуры, мы не всегда можем точно геометрически простроить данные соотношения. Тут важно отметить то, что видение соотношения золотого сечения необходимо в себе развивать. Делать упражнения, и вырабатывать чувство гармоничного соотношения позволяющего на интуитивном уровне чувствовать данные пропорции.
Правило третей.
Это правило говорит о том, что самое важное место в работе, акценты должны находиться в определённых точках работы. Если мы поделим формат работы по вертикали и горизонтали отрезками на равные части, то в точках пересечения этих направляющих получим нужные точки.
Существует мнение, что в картине все важные элементы необходимо располагать именно в точках пересечения третей. На примере выше, основные элементы расположены на пересечении трех из четырех точек. Данное правило позволяет строить гармоничные и динамичные картины.
Композиционный центр картины
Центр композиции это не обязательно геометрический центр формата картины.
Как правило совпадение геометрического и композиционного центров дает статику и отсутствие движения в работе. Также хочу отметить, что желательно стремиться к тому, чтобы эти центры не совпадали между собой. Данный принцип придает больше динамики и эмоциональности в вашей живописной или графической работе.
Симметричный, асимметричный треугольник
На мой взгляд весьма распространенный композиционный прием. Он используется художниками уже очень и очень давно. Однако и сейчас композиции на основе треугольника не потеряли своей актуальности.
В примере выше я использовал симметричный треугольник как основу композиции портрета.
Расположение объектов в формате.
Расположить объект в формате, будь то человек, предмет или скажем деталь пейзажа нужно так, чтобы были соблюдены определённые законы.
Об этих правилах и законах можно написать отдельную статью, но если вкратце то хотел бы сказать, что необязательно делать так, чтобы все предметы например постановки входили четко в границы формата. Всегда нужно искать нестандартные варианты. Можно где-то что-то обрезать для динамики. Где-то чего-то не показать. На примере своей работы хочу показать, что если бы я немного по другому кадрировал работу, то она смотрелась бы более интересно.
Диагональ
Размещение по диагонали это очень мощный композиционный приём. Даёт сильную динамику и движение. Можно просмотреть этот принцип на следующем примере.
В картине Василий Суриков диагональю подчеркивает мощное движение снизу справа на лево вверх. Сани буквально едут наверх. Если же попробовать отзеркалить картину и посмотреть, что получается, то мы увидим, что сани наоборот, как бы катятся вниз. Данный принцип при правильном использовании мощно подчеркивает задумку автора.
Композиция в абстрактной живописи
Также несколько слов хотел бы сказать о композиции в абстрактной живописи. По большому счету тут действуют одни и те же композиционные принципы, что и в реалистичной живописи. Однако следует отметить, что в абстракции тяжелее на мой взгляд выразить эмоции и поэтому требования к гармонии и композиции гораздо жестче, чем в реалистичной живописи.
Также используя законы и принципы композиции можно анализировать то, что изображено на абстрактной работе. К примеру на картине Василия Кандинского мы видим диагональное композиционное построение, мощную динамику. Явный композиционный центр смещен вправо относительно геометрического центра. Мы очень сильно ощущаем внутреннюю динамику работы.
Если хочется, то можно нарушить все законы композиции
В заключение статьи хочу сказать, что рассказал далеко не о всех композиционных принципах. Их очень много. Я лишь постарался показать основные и на мой взгляд самые важные приемы. И ещё, хочу сказать, что не всегда нужно следовать чётким правилам, действуйте интуитивно. Развивайте в себе навык чувства композиции. Делайте различные упражнения и ищите формы выражения своего замысла. Помните, что идея первична, выполнение вторично. Самое главное это замысел. Это в конечном итоге приведёт вас к мастерству.
Напишите какие принципы композиции вы сами используете в своей работе, а также давайте вместе обсудим, что для вас такое композиция?
Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, статья была вам полезна и интересна. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии.