Вы замечали, что телевидение старательно обходит некоторые жанры стороной? Вот сериалы — они бывают мелодраматическими, комедийными, детективными и даже фантастическими. Боевиков среди них — по пальцам пересчитать. Не самый подходящий для формата телесериала это жанр. Он предполагает большие затраты, массовые сцены, активную съёмку и резкий монтаж. И не слишком склонен к расписыванию человеческих судеб и характеров, на что настраивает многосерийность телешоу.
Даже американские сезонники, которые можно причислить к жанру «боевик», склонны не выжимать в пол педаль газа, а боевые сцены с мордобоем и перестрелками выдавать очень скупо. Неожиданно кинематографическую масштабность телевизионному долгоиграющему боевику удалось придать испанцам. В мае 2017-го они жахнули по массовому зрителю сериалом «Бумажный дом» (La casa de papel), обогнав в лихости, динамизме и закрученности сюжета хоть «24» с Кифером Сазерлендом, хоть «Тренировочный день» с Биллом Пэкстоном, хоть что-либо ещё.
В первой серии «Бумажного дома» шайка грабителей вламывается в Королевский монетный двор, берёт пару десятков заложников и начинает мотать нервы полиции, выигрывая время для отступления с рекордным кушем. Их девять человек (включая двух девушек-оторв), лица они скрывают под масками с лицом Сальвадора Дали, а настоящие имена — под кличками, за которые взяты названия мировых столиц: Рио, Денвер, Берлин, Токио. Есть тут и Москва (название российской столицы досталось самому умудрённому и спокойному из бандитов).
На протяжении девяти серий первого сезона оторваться невозможно от злоключений, которые эстафетой передают друг другу грабители и силовики. У первых идеально разработанный план ежеминутно идёт «лесом» из-за каких-нибудь мелочей. У вторых все попытки освободить заложников и обезвредить налётчиков срываются благодаря не дюжему интеллекту десятого участника ограбления, который руководит преступлением дистанционно.
Снято всё это с размахом и энергетикой голливудских блокбастеров. Тут вам и перестрелки из всех видов оружия, тут и хорошо поставленные драки, и частые «мексиканские дуэли», и беготня по этажам монетного двора, и подрывы толстостенных банковских сейфов. Очень круто и эффектно всё поставлено.
Но и от самых зрелищных сцен зритель бы быстро заскучал, если помимо них в сериале больше ничего не было. Однако, авторы «Бумажного дома» и в саспенс умеют, и про постоянные неожиданные повороты не забывают. Но главное — отлично прописанные персонажи, со своими слабостями и сильными сторонами, со своими личными трагедиями и устремлениями. За ними интересно наблюдать и им хочется сопереживать.
С зрительским сопереживанием вообще любопытно испанские телевизионщики поманипулировали. Если в начале первого сезона «Бумажного дома» твои симпатии на стороне полиции, то постепенно они начинают метаться между двумя противоборствующими сторонами (между тремя, если учитывать ещё заложников, некоторые из которых тоже становятся ключевыми персонажами). Во втором сезоне ты уже окончательно на стороне грабителей. Да, это не какие-нибудь робин гуды, и награбленное они не собираются раздавать беднякам. Но при этом действуют Токио, Берлин, Найроби, Рио и сотоварищи куда благородней и гуманней людей в погонах.
Третий сезон в этом смысле оказывается вообще очень дерзким. При возросшей пафосности и ещё большей масштабности, в нём отчётливо начинают звучать не просто нон-комформистские нотки (их хватало и в первых сезонах), но просто-таки революционные призывы к бунтам против обездушенной, закостеневшей, завравшейся власти (и не только конкретно испанской). Во время просмотра даже ловишь себя на мысли: «Как такое вообще допустили на телевидение?!».
Сценарий «Бумажного дома» прописан так, что сериал пожираешь залпом целиком. По окончании каждой серии хочется немедленно посмотреть следующую, чтобы узнать, как персонажи выкрутятся из безвыходной ситуации. По окончании первого сезона хочется тут же приступить к просмотру второго, потому что история обрывается на середине. По окончании второго сезона тут же ищешь, где посмотреть третий, поскольку непонятно, каких ещё приключений могли напридумывать авторы для главных персонажей (некоторые из которых, к тому же, и первого ограбления не пережили, но в титрах истории про второе ограбление почему-то присутствуют).
Всего на телеэкраны Испании (и остального мира) вышло пока 4 сезона «Бумажного дома». Пятый на подходе — его премьера запланирована на 3-е сентября 20221-го года.