Как я уже писал в своей предыдущей заметке об аутизме и задержках умственного развития по книге Оливера Сакса "Человек, который принял жену за шляпу", известный американский невролог и нейропсихолог Оливер Сакс значительную часть своей жизни проработал в клиниках и приютах для людей, имеющих проблемы с различными функциями.
По его книге "Пробуждение" в 1990 году сняли одноименный фильм, главные роли в котором сыграли выдающиеся актеры Роберт де Ниро и Робин Уильямс. Обоих я очень люблю и уважаю, особенно Робина Уильямса, в том числе за его способность перевоплощаться в чудаковатых и добрых людей. Таким у него получился и Оливер Сакс в фильме "Пробуждение". О фильме я расскажу здесь совсем немного, но настоятельно рекомендую всем его посмотреть самостоятельно.
В этой же заметке я хочу изложить некоторые взгляды и подходы Оливера Сакса к оказанию помощи людям с расстройствами различных функций, которое нашли отражение в том числе и в фильме.
Интересно, что Сакс одним из главных своих учителей считал выдающегося советского нейропсихолога и собственно одного из создателей нейропсихологии А.Р. Лурию. В предисловии к книге "Человек, который принял жену за шляпу" он назвал его главным источником вдохновения при создании книги. Также он считал, что:
Шарко и его ученики, включая, помимо Туретта, также Фрейда и Бабинского, были в своей области последними, кто обладал цельными представлениями о душе и теле, об «Оно» и «Я», о неврологии и психиатрии.
В наши дни наука все более становится специализированной, объемы информации и знаний таковы, что их уже невозможно объять одному разуму и, к сожалению, время универсальных мыслителей и специалистов, знающих многое о многом уходит, если уже не ушло.
За многие годы своей практики Сакс заметил, что:
Действие, искусство и игра в сущности своей есть воплощение здоровья и свободы и как таковые противоположны грубым инстинктам и импульсам, «слепой силе подкорки». Когда застывший в неподвижности больной Паркинсоном начинает петь или танцевать, он совершенно забывает о болезни; перевозбужденный туреттик в пении, игре или исполнении роли также может на время стать совершенно нормальным. В такие моменты «Я» вновь обретает власть над «Оно».
Книга и фильм "Пробуждение" были посвящены болезни Паркинсона, развившейся после перенесенного прежде больным острого энцефалита. Для лечения таких больных Сакс впервые применил препарат L-дофу. Фильм очень хорошо показывает, что произошло в результате этого, а здесь же я приведу наблюдения Сакса из книги:
Рисунки «пробуждаемых» L-дофой пациентов с болезнью Паркинсона столь же поучительны. Вначале чахлое, низкорослое, убогое зимнее деревце без единого листа. Затем появляется листва по мере оживления. А при перевозбуждении дерево может расцвести буйным цветом, обрасти извилистыми ветвями, покрыться пышной кроной. Это же характерно для синдрома Туретта или действия амфетамина. Какой парадокс, какая жестокость и ирония в том, что внутренняя жизнь и воображение человека могут так и не проснуться, если их не разбудит наркотик или болезнь!
Экспериментируя с препаратом, Оливер Сакс пришел к выводу, что чтобы снять апатию у пациентов с болезнью Паркинсона, уровень дофамина следует повысить. А для неистовых туреттиков требуется напротив понижение уровня дофамина, для чего используются его нейтрализаторы, такие как галоперидол.
Сакс работал в том числе и в 60-е и 70-е года, времена хиппи, когда не только молодежь, но и сама медицина экспериментировала с применением наркотиков в лечебных целях. Он заметил, что:
Кокаин подобно L-дофе и Туретту повышает уровень дофамина в мозгу. Фрейд говорил, что вызываемое кокаином ощущение благополучия и радости «никоим образом не отличается от нормальной эйфории здорового человека... Чувствуешь себя нормально, и вскоре становится трудно поверить, что находишься под влиянием наркотика».
В этом и заключается огромная опасность, исходящая от наркотических препаратов - привыкание к ним происходит незаметно для употребляющего, который усиливает определенные ощущения и теряет со временем возможность испытывать их без применения таких усилителей.
Но вернемся к принципам и подходам Оливера Сакса к лечению людей с функциональными проблемами. Он считал, что источник и главный потенциал к выздоровлению заложен в самом заболевшем:
Воля к бытию, к выживанию в качестве уникального суверенного индивидуума - самый могучий наш инстинкт. Он сильнее любых импульсов, сильнее болезни. Здоровье, воинствующее здоровье, обычно выходит победителем.
Задача врача - помочь этим силам пробудиться, сфокусировать усилия человека на выздоровлении, обеспечить ему поддержку, в том числе и медикаментозную, создать необходимые и наиболее благоприятствующие выздоровлению условия. Он писал:
Подлинное понимание требует не эксперимента, а контакта. Медицина с человеческим лицом, в основе которой лежат понимание и сотрудничество. Врач и пациент при таком подходе становятся равноправными партнерами и, развивая и обучая друг друга, вместе исследуют болезнь и разрабатывают методы лечения.
Конечно, Сакс не был первым в таких подходах даже в психологии. Еще Фрейд утверждал, что лучшее лекарство - это труд и любовь.
Другим важнейшим фактором для исцеления или ослабления симптомов болезни, помимо самого человека, Сакс считал природу.
Всеобъемлющая цельность и самодостаточность природы через глубокое и безмолвное причащение к естеству, способны успокоить и восстановить ощущение собственной реальности и бытия в мире.
Говоря об Оливере Саксе, я считаю, что это был подлинный романтик от медицины, человек большой души, острого ума и сострадательного сердца. Вся его деятельность и книги пропитаны гуманизмом, любовью к людям. Искреннее и заинтересованное участие к другим людям и их проблемам - вот главное средство к оказанию им деятельной и эффективной помощи. Именно поэтому Оливер сакс в своей книге вспомнил произведение английского поэта и проповедника Джона Донна «Молитвы на случай»:
«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и то же случится, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».
Мне очень нравились эти строчки еще из романа Эрнеста Хемингуэя, но их источник открыл для меня Оливер Сакс, и я благодарен ему также и за это.
После прочтения его книги, я ощутил большое сожаление, что не имел счастья и возможности общения с этим удивительным человеком, и таких людей в моей жизни не мало. Хорошо, что есть их книги, позволяющие прикоснуться к их жизни и личности. Одной из них я и посвятил несколько своих заметок и надеюсь, что они помогли мне разделить с вами свои открытия, мысли и чувства.