Найти в Дзене
Зачем мы спим?

Лунатики и с чем их едят

Тема сна в фэнтезийной литературе - благодатная тема. Юлия Набокова не просто обратилась к теме сна - она построила сюжет на одном из необычных явлений - лунатизме. «Сомнамбулизм представляет собой ряд сложных моторных действий, которые человек неосознанно совершает во сне». Собственно, дилогия и носит название «Лунатики». (Сразу отмечу, что первая книга понравилась больше, продумана лучше. Вторая словно лишняя. На мой предвзятый взгляд, стоило сделать однотомник без надуманного продолжения) Итак, главная героиня - студентка медицинского института, совершенно ОБЫЧНАЯ, немного неуклюжая,добрая и наивная девушка - страдает лунатизмом. Утором перед сессией вдруг обнаруживает в Новостях свое фото с сообщением, как ловко преступница ограбила музей и вынесла редкий камень. Так Соня неожиданно для себя оказывается втянутой в противостояние между «хорошими» лунатиками и последователями профессора Полозова, который проводит над людьми, страдающими этим заболеванием, эксперименты и - мечтает о б

Тема сна в фэнтезийной литературе - благодатная тема.

Юлия Набокова не просто обратилась к теме сна - она построила сюжет на одном из необычных явлений - лунатизме.

«Сомнамбулизм представляет собой ряд сложных моторных действий, которые человек неосознанно совершает во сне».

Собственно, дилогия и носит название «Лунатики». (Сразу отмечу, что первая книга понравилась больше, продумана лучше. Вторая словно лишняя. На мой предвзятый взгляд, стоило сделать однотомник без надуманного продолжения)

Итак, главная героиня - студентка медицинского института, совершенно ОБЫЧНАЯ, немного неуклюжая,добрая и наивная девушка - страдает лунатизмом. Утором перед сессией вдруг обнаруживает в Новостях свое фото с сообщением, как ловко преступница ограбила музей и вынесла редкий камень. Так Соня неожиданно для себя оказывается втянутой в противостояние между «хорошими» лунатиками и последователями профессора Полозова, который проводит над людьми, страдающими этим заболеванием, эксперименты и - мечтает о бессмертии, которого можно достичь при определенных условиях.

«Он потратил годы на эксперименты над сыновьями, пытаясь выяснить природу их сверхспособностей. Он провел сотни опытов, пытаясь подчинить себе мозг других лунатиков. Ни магнитные волны, ни разряды тока, который он испытывал, в частности, на Елисее, не принесли никакого результата. На лунатиков действовал только гипноз.
– Забавно, – обмолвилась Илзе, когда он поведал ей о своем способе управления лунатиками, – ведь гипноз в переводе с древнегреческого означает «сон».
Когда на следующий день Илзе принесла ему старинную книгу, в которой упоминалось о воздействии на лунатиков лунного камня, он рассмеялся ей в лицо. Илзе невозмутимо дождалась, пока он отсмеется, и протянула ему старинную брошь из лунного камня, принадлежавшую ее прабабушке.
– Хотя бы попробуй. Если ты не можешь объяснить лунатизм физиологией, возможно, он подчиняется другим законам. – Прабабушка Илзе была ведьмой, и в его помощнице причудливым образом совмещались преданность науке и вера в потусторонние силы».

Он научился управлять лунатиками во время их сна, развивать в них некие суперспособности. Лис становится стремительно быстрым, Вика - слишком гибкой, Яр обладает гипнозом, Соня может вскрыть любой замок. Вместе за ночь с суперскоростью и супервыносливостью могут за ночь навести идеальную чистоту в огромном особняке (так они зарабатывают на жизнь).

Что еще? Вот Соня в лунатическом сне.

«Соня шагнула на неосвещенную стрелу, парни затаили дыхание. Начиналась самая опасная и самая непредсказуемая часть представления. Придерживаясь рукой за верхнюю трубу треугольной конструкции, Соня медленно, но твердо двинулась по узкому брусу под ногами. Хрупкая фигурка, окутанная звездным сиянием, она будто плыла по ночному небу навстречу луне.
– Что она делает? – с нарастающей тревогой пробормотал Лис.
И в этот миг Соня, поскользнувшись, потеряла равновесие. Друзья вскрикнули в голос, но Соня была слишком высоко, чтобы их услышать. Она взмахнула руками, и ветер раздул рукава ее толстовки, словно они были крыльями. «Как подбитая птица», – пронзило Яра. А затем порывом ветра Соню швырнуло вперед, и у него оборвалось сердце. Но Соня не упала, а смогла удержаться на стреле и медленно выпрямилась.
– Умница, девочка, – с облегчением выдохнул Лис. – Но спустилась бы ты уже вниз!
Однако Соня упрямо продолжила свой опасный путь по стреле – как канатоходец над пропастью. Она сделала еще несколько легких шагов – как будто шла по твердой земле, а не по узкому рельсу над бездной. А затем остановилась почти у самого края стрелы.
– Что она делает? – снова повторил Лис. От нервов он всегда болтал, тогда как Яр не мог проронить ни слова.
Девушка была слишком высоко, в десятках метров от земли, чтобы разглядеть подробности. У Яра затекла шея, но он не мог оторвать взгляда от крошечной фигурки на фоне ночного неба».

Лунатизм в науке - мало изученное явление, поэтому тема эта так благодатна в подобных романах. Действительно, почему бы не предположить, что страдающие лунатизмом, на многое способны.

«Сверхспособности лунатиков – научно доказанный факт, – внушительно возразил профессор. – Они объясняются тем, что во время снохождения у лунатиков отключается чувство страха и самосохранения. Когда нет границ – по силам все».

Тем более, если писатель обладает хорошей фантазией, легким слогом, и из-под его пера выходят такие яркие и живые герои, что вызывают у нас  чувство симпатии. Герои же, в свою очередь, покажут нам чудеса дружбы, поддержки. Заставят задуматься о природе предательства и чрезмерных амбициях, об опасности злоупотребления властью и экспериментов над людьми.

Главная же мысль: «Когда нет границ - по силам все», - раскрыта сразу в нескольких направлениях. Лунатики, наделенные сверхспособностями, могут  и выстоять в драке против нескольких противников,  и человека спасти, и мир изменить. Границы должны быть и нравственные, и научные.