В 113 году до н.э. Римская Республика столкнулась с новой для себя угрозой – кимврами и их союзниками. Последствия этого вторжения определили всю судьбу римского государства на последующие столетия.
О кимврам известно мало, если совсем ничего. Древние авторы помещают их родину в Ютландию, местность подарившее миру огромное количество народов-завоевателей. Хотя античные авторы точно указывали на то, что кимвры были германским племенем, как и большинство обитающих в Ютландии племен, все же – современные исследователи склоняются к их кельтскому происхождению. Данная точка зрения больше походит на правдивую, нежели «германский след». Родовые имена вождей кимвров, которые упоминают античные авторы, явно имею кельтское происхождение. Да и большинство союзников, которые примкнули к кимврской массе были кельтами – одним словом, они смогли найти общий язык, исключением из этого могут быть только тевтоны-германцы.
Маршрут движения кимвров был описан Посидонием, древнегреческим философом, который жил во время Кимврской войны, правда находился он на тот момент толи на территории Сирии, толи в Афинах. Итак, Посидоний описывает маршрут движения кимвров таким образом: Северное море начало затапливать прибрежные земли, на которых в частности обитали кимвры. Потеряв родные дома, кимвры начали движение в поисках места обитания. Главный путь их пролег в земли бойев, которые обитали на территории современной Чехии. Там, получив не очень гостеприимный прием, кимвры, вытесненные боями, отправились на юг. Форсировав Дунай, они вошли в Паннонию, столкнувшись с племенем скордисков. Сильно потрепав местные племена, но окончательно не сломив, кимвры (а под ними мы будем понимать и союзников кимвров) двинулись, по их мнению, в более дружелюбные места. В 113 году до н.э. они вошли в Норик, где римляне уже построили пару форпостов, планируя официально закрепить за данным регионом статус провинции. Но на тот момент, большую часть Норика контролировали тавриски, дружественное Римской Республике племя.
На момент вторжения кимвров Римская Республика уже в 120-е гг. расширила свои владения в Галлии, образовав провинцию Нарбонская Галлия (полоса побережья от Средиземного моря до Пиренеев). На Балканах завоевала Македонию и Грецию. Захватили Далмацию и уже начали драться со скордисками за Фракию. Но основной театр военных действий находился в Северной Африке, где Рим вмешался в борьбу за нумидийский трон между Адгербалом и Югуртой. В 112 году до н.э.
После вторжения кимвров в Норик, встревоженный Римский сенат приказал консулу Гнею Папирию Карбону остановить варваров. Для «остановки» были выделены 30 000 солдат. Папирий Карбон, не имея четких сведений о численности противника, верил слухам, о несметных варварских полчищах. Логичным было остановить кимвров в горных проходах Северо-Восточных Альп, где преимущество было бы на стороне малочисленных, но закаленных римлян. Хоть молва о варварах была, как о недалеких людях, кимвров не стоило относить к глупцам. Уже собрав сведения о римлянах, варвары прекрасно понимали, что лучше с ними не драться, по крайне мере, если есть возможность закончить дело миром, то лучше так и сделать.
Кимврские послы прибыли к Карбону. Римлянин выслушал их и отпустил ни с чем. Толи выигрывая время, толи основываясь на том, что кимвры «испугались» и прислали послов, Карбон приказывает армии двинуться на варваров. Сняться с выгодной позиции и броситься в леса, где стояли кимвры была большая ошибка. Лес не позволил римлянам развернуть привычным боевой порядок, чем воспользовались варвары, ударив всей массой по легионам Карбона. От полного уничтожения, римлян спасла гроза. Кимвры в священном ужасе остановили натиск, римляне же, воспользовавшись передышкой разбежались кто куда. Карбон в последующем будет осужден сенатом на изгнание, но он решил по собственной воле «отправится к Плутону» (он же Аид у греков).
Нашествие продолжается
После разгрома римлян, кимвры двинулись дальше, в земли гельветов. Там к ним присоединилось еще пару местных племен. Пару лет варваров никто не трогал, потому они двигались куда им хотелось и останавливались, там, где им вздумалось. В 109 году до н.э. сенат понимает, что остановить кимвров будет очень сложно. Сугубо из соображений «наименьшего зла», консулу Марку Юнию Силану было поручено начать переговоры с варварами. Теперь уже римляне направились в стан к врагу. Кимвры были не против мира, но на условиях передачи им «земли и жилья, там, где они остановились», за это они готовы дружить с Римом, стать надежной опорой в охране границ Римской Республики. Сенат рассудил, что иметь под боком многочисленное варварское племя, которое еще и умеет драться как демон, идея плохая. Так как римляне на переговоры, в большинстве случаев, ходят с армией, то и в этот раз Силан располагал свежими легионами. После неудавшихся переговоров произошла битва.
Кто был зачинщиком, римляне, которые опять решили застать варваров «врасплох» или сами кимвры, оскорбленные римским отказом пошли в атаку, нам не известно. Подробности кровавого боя, так же остаются загадкой. Но ясно одно – римляне вновь терпят поражение от варваров. Кимвры начинают обосновываться на вновь завоеванных землях. Правда ненадолго, надо было найти более приемлемое место для жизни всего племени.
А пока кимвры прибывали в географических раздумьях, их союзники тигурины (родственники гельветов) атаковали войско консула Луция Кассия в землях аллоброгов (галльское племя). Тигурины разбили республиканские легионы и убили самого консула. Сдавшихся же римлян провели под ярмом, тем самым нанеся еще большее оскорбление Риму.
Римский сенат начал с удвоенной силой собирать новую армию, которая должна была остановить и уничтожить варварское полчище. Но последующие события сильно обнадежили господ сенаторов. Кимвров остановить было не так просто. Риму требовалась не просто армия, а новая армия, которую дал ему Гай Марий.
Продолжение следует…
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!