Найти тему
Юлия Вельбой

Французская деревня

Деревней это можно назвать лишь условно. Всё очень ухожено, чисто, у многих во дворах бассейны. Нет улиц в нашем понимании, когда все дома выстраиваются в одну линейку. Живописные домики разбросаны там и тут, дороги изогнутые, причудливые. Одна их них завершается старинным замком — не таким мрачным, как в Меркюэсе, но таким же загадочным. Он весь увит плющом и обсажен цветами.

Пока погода благоприятствовала, решили пойти прогуляться по Крессаку. Такая большая деревня, а на улицах ни души.

- Где же люди? - спросила я.

- Большинство жителей приезжает сюда на выходные, чтобы отдохнуть от города. Но и тогда они сидят в основном по домам или на своих террасах, редко кто ходит гулять.

- Ты ни с кем здесь не знаком?

Я знаю одного музыканта, мы познакомились с ним в баре в Меркюэсе. Он приглашал меня к себе, но я не пошел.

- Почему?

- Не знаю. Мне все время хочется быть одному. А он интересный человек. Хочешь, покажу его дом?

- Покажи.

Я фотографировала домики, которые остались Бог знает с какого века, и в которых до сих пор живут люди. Есть и новострой, но здешние жители пытаются имитировать старину и не нарушать общего вида. Снова уронила телефон Жана, на этот раз в лужу.

Когда мы вернулись, он рассказал мне нашу дальнейшую программу. В среду вечером выезжаем в Лимож, ужинаем с Даниэль, ночуем, а утром едем в Орлеан на литературную конференцию. После конференции его брат приглашает нас на ужин, мы ужинаем и ночуем у него, потом возвращаемся в Лимож. В Лиможе посещаем оперу — билеты у Жана уже куплены — и на следующий день или через день едем в Париж — опять через Орлеан.

- Жан, а Даниэль знает о... наших планах?

- Да. Она сама позвонила и сказала, что будет рада встретиться с тобой в Лиможе.

- Это правда?

- Правда. Она пойдет с нами в оперу, а может, и поедет в Орлеан на конференцию. Вот увидишь, как она встретит тебя. Моя жена принципиальная, но очень справедливая женщина. И всегда такая радушная. Она очень любит принимать гостей. Напрасно ты переживаешь.

- Я не переживаю, но мне как-то не по себе.

- Когда ты увидишь ее, ты поймешь, что зря волновалась.

- Ты думаешь? Ну дай-то Бог.

- А представь, сегодня позвонил Донжуан и настаивал, чтобы я принял его. Я сказал, что я в отпуске, но он ничего и слушать не хотел. Это тем более удивительно, что обычно он старается отложить уже договоренные сеансы, а тут такое желание...

- Интересно, с чего бы это?

- Сам думаю.

- А давай заинтригуем его?

Глаза у Жана загорелись.

- Давай! Как?

- Ну, как-нибудь. Я еще не придумала. Нужно, чтобы он увидел меня в твоем доме и голову сломал, кто я, и зачем я здесь.

- Вуаля! - Жан подпрыгнул, сидя на диване, и потер рука об руку.

- Давай так. Он обычно заходит к тебе через кабинет?

- Да.

- Я в это время буду в гостиной смотреть в окно. Думаю, он меня заметит.

- О, тебя он заметит!

- А ты пронаблюдай, с каким лицом он войдет.

- О, да!

- И что будет говорить.

- Я потом тебе перескажу!

- А сам молчи и делай скучный вид, как тогда в поезде.

И вдруг Жан делает скучный вид и замолкает, как будто Донжуан уже вошел сюда. Он сидит так минуту, две, не глядя на меня, и выражение лица у него становится, как у человека, потерявшего в жизни всё.

Смотреть на это тяжело. Я хотела спросить «что с тобой?», но испугалась – вдруг он начнет рассказывать, что с ним. Мы сидели на диване перед камином. Я молча встала и перешла за большой стеклянный стол, взглянула в окно. Там, забытые всеми, висели многострадальные рубашки. Снова шел дождь.

- Всё! - сказала я, подымаясь. - Нет сил на это смотреть!

Я схватила пластиковую корзину, стоящую в прихожей на большом деревянном сундуке, и выскочила с ней во двор. Обогнув дом, как была, в халате и шлепанцах, я побежала под дождем на ту сторону, где лес. Дождь лил не сильный, но холодный; мелкие капли, как иголки, впивались мне в открытую шею и руки. Я начала быстро снимать рубашки и бросать их в корзину, когда увидела, что мне на помощь спешит Жан. Он тоже принялся снимать рубашки, и, как всегда, неловко, путаясь в рукавах, полах и во всём, в чем запутаться, казалось бы, невозможно.

- Спасибо, - сказал он, когда мы запыхавшиеся и замерзшие вбежали в дом, - спасибо, что ты вспомнила.

- Я о них еще вчера вспомнила, но ты ведь захотел сушить их до победного конца.

- Что теперь с ними делать, опять стирать?

- Нет, просто прополощи, и развесим дома. У тебя есть сушилка?

- Сушилка?

- Да, сушилка, на которой сушат одежду.

- Нет, такого у меня нет.

- Ну как нет, Жан? У вас столько всего. Поищи хорошенько.

- Этого нет, - он виновато разводит руками.

- А что есть? Ведь на чем-то Даниэль сушит белье.

Жан уходит куда-то и возвращается, неся в руках сушилку.

- У нас только вот это, - он устанавливает ее перед камином.

- Ну! А что это?

- Это доска с проволочками.

Я думала, что насчет любви всё утряслось, но после ужина с вином опять тяжелый многочасовый разговор. Два раза уходил плакать в свою комнату и снова грозил покончить с собой. Жизнь без меня пуста, в продолжении ее он не видит никакого смысла. О боже... Я сказала, что хочу спать, и ушла, оборвав его на полуслове. Кажется, ему не надо давать пить вина.

Начало

Продолжение