Это всегда какое-то духовное веселие. Понимаете? Скажи дураку какому-нибудь:«Святость!» Он: «О! Грусть! Печаль!» Нет. Святость – это божественная радость.
Святость – от Духа Святого. Святость – это не доброта. Это не толерантность. Это не мягкость природная. Это не любая другая добродетель, которая получена человеком по роду, каким-то естественным образом. В общем, это не львиная храбрость, не овечья кротость. Это то, что от Духа Святого.
Святые всегда на передовой линии войны. Они странные, непонятные. Их гонят чужие, их гонят и свои. И свои бывают хуже своих иногда. Святость – надоедает. Настоящий святой всем надоедает. Он, как бы, колет глаза всем своей святостью. «Да скройся уж ты. Ты нам мешаешь жить. Без тебя нам было хорошо. Мы все были простые. Грешные. Закопались в грязь свою. И в этой грязи нам было тепло. Разворошил. Мешаешь нам жить».
Ведь и когда Христа казнили, те, кто не любил Его вообще стояли и радовались. Подпрыгивали все. Для них это была радость – наконец-то Он замолчит.
Любой человек интересный. Но на святых это очевидно. Человек постоянно находится в движении: он либо движется вперед, либо откатывается назад, либо стремительно падает. Святость – это движение вперед. Количество грехов за спиной святого человека не имеет никакого значения. Даже больше скажу. Чем больше имел грехов человек до того, как прийти к Богу, тем большую славу он будет у Бога иметь. Я слышал такую притчу, когда праведный человек увидел одного забубенного грешника и говорит ему: «Сильно я тебе завидую!» «В чем?» – спрашивает грешник этого очевидного праведника. – «В том, что, если ты покаешься – ты будешь выше всей вселенной!»
«Святой», по-еврейски – «кадеш» – означает – «другой». Необычный, иной, не такой как все, ни на что не похожий. То, что нельзя выдумать. Святость не выдумывается. Святость не шаблонная. Она парадоксальная. Она – непредсказуемая. В Церкви Христовой нет ни одной пары святых, которые были бы похожи друг на друга до неразличимости. Они все абсолютно разные. Святые абсолютно не похожи друг на друга, поскольку святость касается личности. Личность расцветает в Духе Святом. А личность ни на что не похожа. Она потому и личность, что не шаблонная. Второй такого нет. Каждый святой совершенно уникален! Можно поступать по-своему. Лишь бы только в Духе Святом.
Очень интересно каждый раз узнавать про какого-то великого человека. И с удивлением для себя открывать эту новую вселенную. Потому что каждый святой – это вселенная целая. Или, по крайней мере, большая планета в этой христианской вселенной. Календарь пестрит святыми именами. Сколь богат список этих святых! Каждый день – птичка вспорхнула, полетела. И девяносто процентов из них для нас – темный лес. Их имена нам совсем непонятны, совсем неизвестны. Мы не знаем, кто это такие. А сколько дней в году? И ведь это все важно и интересно. А надо бы узнать. Узнать бы! Я хочу, чтобы от моего сердца ваши сердца наполнились желанием, как можно больше узнать святых, понять, разобраться, полюбить, углубиться. Углубиться! Чтобы не быть поверхностным. Чтобы быть глубоким. Ну пусть не очень глубоким, но хоть чуть-чуть поглубже.
Мы нуждаемся в покрове святых Божиих людей. Они нас защищают. Святые, раскрывают свои крылья и забирают нас к себе под защиту. Святые готовы прийти на помощь к любому человеку. К верующему и не верующему. К крещенному и не крещенному. У них любовь, преодолевающая все преграды и все расстояния. Вы видели когда-нибудь баннеры в Москве, где было бы написано: «Приходите к блаженной Матроне Исцеляет, вразумляет, помогает!»? Адрес и телефон – для справки. Видели? – Не видели. И не увидите. А придите и посмотрите какие толпы людей каждый день без рекламы идут к святой Матроне. Ежечасно. Ежедневно. Ежегодно. Миллионы людей. Их никто не зовет. Они сами идут. Они сами разнюхали и знают. Душа сама хочет святости. И реклама здесь не нужна.
Праведники, достигшие совершенства, нам очень помогают жить. И не тем, что они исцеляют, выручают. Легче всего почитать святых – «потому что». Легче всего подходить в святым именно по профессиональным просьбам. Как с зубами – к стоматологу, с глазами – к окулисту. Это тоже важно. Но даже не это главное.
Кто-то сказал: «Мы любим святых за то, что они есть, даже, если бы они нам не помогали». Я, например, читаю житие Марии Египетской. Мне не нужно чудес от Марии Египетской. Мне просто ее житие нужно почитать. И так хорошо становится на душе. Какая же она все же великая! Почитаешь житие Святого Серафима. Почитаешь житие Преподобного Сергия. Думаешь – «Да какие ж, люди хорошие! Красота какая. Вот – Слава Божия проявилась через человека». Они – есть. И этого уже хватает. Если бы святых не было, вот этих ярких звездочек, вспышек этих ярких, то мы бы с вами находились в глубочайшем отчаянии. Если бы эти каналы дыхательные свежего воздуха из другого мира не приходили к нам, мы с вами тосковали и печалились бы так, что лезли бы в петлю. В петлю лезут как раз те, кто ничего не знает про Небо. Эпидемия самоубийств – это оборотная сторона полного невежества в религиозных вопросах. Это отсутствие тяги к святости.
Жития святых – это воплощенное Евангелие. Евангелие, превратившееся из книги в плоть и кровь отдельного человека. В настоящую конкретную жизнь. Если бы этого не было, Евангелие так бы на Престоле и лежало. Мы бы его читали как сказку детям на ночь, и знали бы, что его нельзя исполнить.
А его исполнить можно. Святые доказывают нам Евангелие и говорят: «Айда за мной! За мной пошли!» Потом они уходят туда, где Христос во Славе. И оттуда помогают нам. Когда приезжаете в какой-нибудь город, сначала – к святым. Это – самое главное. Все остальное – это пятое колесо к телеге. Сначала – к святым. Куда ни приди, в Православной Церкви везде совершают непрестанное богослужение возле святых мощей.
Люди знают прекрасно: это – жизнь, это – святость, это – победа над смертью, это – великие друзья Христовы. И – наши друзья.
Аминь.
Если вам понравилось и было полезно, ставьте лайк. Это позволит показать эту статью как можно большему количеству людей.
Подписывайтесь на канал! Все статьи канала здесь