Вахта закончилась, но женщины не покидали рыбный цех. Они сгрудились вокруг матроса и со смешанным интересом слушали его. В свою очередь тот старался удержать их внимание. Он то смеялся, то делал жалостливое лицо, то начинал вещать строгим, поучающим менторским тоном.
- Или желание женщины, или болезнь – вот две причины, когда делают аборт.
Согласитесь, что эта тема ой как далека от обработки рыбы на траулере. Но матрос вдохновенно уже начал перечислять инструменты, которые медики применяют при операции. Некоторые слушали с интересом, другие с иронической улыбкой, с недоумением, но всем было неприятно , однако, и те и другие не торопились из рыбцеха на обед.
Матрос вошел в раж и во всю сыпал словами:
-Зеркало ложкообразное, пулевые щипцы, расширитель Гегера, абортцанг, подъемник. Некоторые из вас были в подобной ситуации и видели, что у медиков наготове йод, спирт, пеленки, шарики ватные.
Сложная гамма чувств пробегала по лицам рыбообработчиц, вроде бы житейская тема, но только тогда, когда это произносит доктор в клинике. А слышать разглагольствования на деликатную тему в рейсе на рыболовном траулере из уст матроса, как-то неправильно, это нонсенс.
Продолжал блистать знаниями, матрос перечислял медикаменты:
- Всегда в наличии должны быть викасол, окситоцин, хлористый кальций.
Слова матроса глубоко входили в сознание женщин и от этого им становилось еще неприятнее. В интонациях матроса проскальзывал цинизм, который постепенно все больше и больше раздражал рыбообработчиц. Все угрюмее становились у них лица, одна за одной отходили от лектора, на ходу стаскивали с натруженных рук плотные резиновые перчатки, развязывали тесемки непромокаемых передников и торопились из цеха, на свежий воздух. Те, кого особо задели слова матроса, с негодованием говорили ему:
- Ты матрос второго класса, что ты лезешь в медицину. Лекции нам читаешь. Лучше сдал бы зачет на матроса первого класса, получал бы больше. А так стоишь на одной операции из рейса в рейс. Не противно?
Матрос невозмутимо отвечал:
- Я не простой флажковой, а думающий. Надо точно рассчитать когда и сколько насыпать рыбы из ванны на транспортерную ленту. Тут голова нужна. Со стороны может показаться, что я просто дергаю за ручку-флажок и открываю ванну. Ан, нет. Я дозирую подачу рыба, а не наваливаю кучей. Понятно вам?
Женщины покидали рыбный цех и с некоторой брезгливостью бросали взгляды на матроса.
Тот не унимался :
- Все вы с этим столкнетесь в жизни. Надо знать, что и как.
Оставшись один, матрос-флажковой второго класса взял в руки резиновый шланг, открыл воду и начал замывать свое рабочее место. Он был доволен собой. В его голове уже созревала новая тема:
- Завтра поднимусь к матросам траловой команды. Есть у меня несколько мыслей-замечаний по постановке трала. Но, надо быть осторожным. В траловой команде парни резкие, чуть перегну палку и могут свайкой по голове стукнуть и в ванну с рыбой закинут. Рискованно их учить, а так хочется!