Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье поговорим про скорости движения поездов. Да, именно скорости. Конечно же, в физическом смысле скорость у поезда только одна (мгновенная), однако с точки зрения железнодорожной терминологии - их целых четыре штуки. Поговорим про каждую по отдельности.
Вообще, все эти скорости являются показателями для конкретных участков, а не самих поездов.
Ходовая скорость
Из всех скоростей поездов, ходовая будет всегда являться наиболее высокой. Она является средней скоростью движения поездов на участке без учёта времени остановок на станциях. Более того, при расчёте ходовой скорости не учитывается время, потраченное на разгоны и торможения.
Ходовая скорость прямо пропорциональна суммарным поездо-километрам (сумме всех расстояний, которые проехал каждый поезд на этом участке) и соответственно обратно пропорциональна поездо-часам (сумма времени, которое потратил каждый поезд при проезде по участку, без учёта остановок, разгонов и торможений).
На ходовую скорость влияют профиль и состояние пути (наличие каких-либо ограничений по скорости движения), мощности локомотива и массе поезда.
Техническая скорость
Техническая скорость всегда меньше ходовой, поскольку при её расчёте учитывается также время, которое было потеряно на разгоны и торможения, вызванные остановками поездов.
Считается практически также, как и ходовая, только уже учитывается время, потраченное на разгоны и торможения при расчёте на каждый поезд. Техническая скорость зависит от ходовой скорости и числа остановок поезда.
Участковая скорость
Участковую скорость можно назвать «самой справедливой» при расчёте средней скорости на участке. При её расчёте берется также время, которое было фактически потеряно из-за остановок поезда. По сути, берётся суммарное время, которое потратили поезда находясь на данном участке.
Участковая скорость зависит от размеров движения всех поездов, как пассажирских, так и грузовых, пропускной способности участка, технического состояния путей, мощности локомотивов, наличия автоблокировки, и того, насколько грамотно был составлен график движения поездов.
Маршрутная скорость
Маршрутная скорость является самой маленькой. При её расчёте берётся время, которое прошло от момента формирования поезда до его расформирования. В это время включено всё: и остановки, и разгоны с торможениями, и операции на технических станциях, такие, как: осмотр вагонов, смена локомотивов или локомотивных бригад.
Другие скорости
Существует ещё несколько видов скоростей на железной дороге:
Максимальная скорость - скорость движения поезда, которую он в принципе может развить на участке: зависит исключительно от технических параметров: состояния путей и вида подвижного состава.
Расчётная скорость - это наибольшая скорость, с которой может следовать поезд максимальной, для данного типа локомотива, массой по наиболее труднопреодолимому подъёму.
Скорость доставки груза - термин уже больше относящийся не к эксплуатационной, а к коммерческой работе. Это скорость перемещения груза от момента его приёма от грузоотправителя и до момента его выдачи грузополучателю.
В заключение
Все эти скорости могут не только считаться для конкретного участка или поезда, а для всего отделения железной дороги или даже железнодорожной сети страны в целом. Для этого просто берутся соответствующие значения поездо-километров и поездо-часов.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
Читать далее:
• Сколько километров проезжает машинист за свою 10-12 часовую смену в среднем?
• Что такое двойная (кратная) тяга на железной дороге?
• Правда ли, что можно замкнуть рельсовую цепь и «зажечь» красный сигнал светофора, положив проволоку на пути?