Найти в Дзене
Истории на ночь

Волновые уроки. Размышления о школе.

Что самое худшее в современной школе? Да, разрозненные знания. Сколько уроков у вашего ребенка? Точнее предметов? Сегодня оно колеблется от 4—8 в первом классе, до 20 в старших классах. Причем, эти предметы никак друг с другом не связаны. На истории будут рассказывать об Иване Грозном, на географии про Африку, а на геометрии решать задачи. То есть, заходя после перемены в следующий кабинет, ребенок должен напрочь забыть то, что только что изучал в другом классе. Полная мешанина и никаких взаимосвязей. Зачем?

Ответ — чтобы получить базовые знания обо всем. Зачем это ребенку?

Потому что есть программа, ему нужно будет сдавать ЕГЭ, а там вопросы одинаковые для всех. Таков логичный ответ взрослых, создателей программ и учебников. К отрывочности информации, полученной в школе, ее разрозненности, алогичности добавляется еще и просмотр различной информации в интернете, которая затягивает в бездонную воронку, при которой можно забыть, зачем ты вообще вошел в виртуальный мир, потому что скачущий взгляд, цепляющийся за заголовки, заставляет прокручивать ленту, не задерживаясь особо на содержании.

Сегодня, чтобы создать лонгрид, то есть длинную статью в интернете и заставить ее массово читать, нужно усилия команды, которая напишет, сфотографирует, придумает всякие гифки, карты, видео с одной целью, чтобы удержать читателя на странице. А это значит, создать что-то такое яркое и необычное, что просто вынудит дочитать материал. Просто вдумчиво, без картинок и завлекаловок, читать сегодня мы разучились. Начинается все со школы, где окружающий мир рассыпается, как детская мозаика, которую невозможно сложить в общую картину.

Но так же было всегда, — опять скажет умный взрослый. Да, и будет прав. Но мир очень сильно изменился. В советской школе каждый предметник, помимо преподавания, много общался со школьниками, объясняя, зачем нужны те или иные знания. Никакой продленки не было, но дети не торопились из школы. Там всегда были учителя, которые помогали отстающим, а тем, кто одарен, давая дополнительные задания. Кроме того, дети сами познавали окружающий мир. Никто их не водил за руку и не контролировал каждую минуту, хотя опасностей было никак не меньше.

Сегодняшние педагоги до такой степени завалены отчетами и бумагами, что у них не хватает времени на полноценное общение с детьми. Остается одно — планшет.

Так что делать, если ребенок ходит в обыкновенную школу или в рядовой детский сад, родители обеспокоены выживанием и к вечеру так устают, что у них нет сил заниматься с ребенком дополнительно?

Однако, если вы читаете эту книгу, то значит ищете ответ на этот вопрос, потому что вам хочется видеть ребенка счастливым.

Что делать, чтобы у вашего сына или дочери была общая картина мира, а не поверхностное клиповое сознание?

Попытаться ему помочь привести знания к общему знаменателю.

Как?

В школах будущего Михаила Казиника практикуют волновые уроки.

Его школы уже работают в Челябинске, Тюмени, Санкт-Петербурге.

Что это такое?

Урок, который вызывает интерес и объединяет разные предметы, связанные ассоциативно. Вот как пишет сам Михаил Семенович: «В Школе будущего гуманитарные предметы объединяются в единую цепь вокруг одного «якоря» и преподносятся в творческой манере. Таким «якорем» может стать, например, яблоко: это и биология (яблоко как плод), и химия (процессы, протекающие в яблоке), и физика (Ньютон и его законы), и литература (И. Бунин и его «Антоновские яблоки»), история (появление культуры яблони в России, время Киевской Руси) и многое другое.

Поэтому сегодня главная цель учителя — не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнавать, исследовать. Предназначение учителя в том, чтобы используя все накопленные культурные ценности, заложить в ученике основы духовности, которые помогут ему осознанно ориентироваться в окружающем мире.

Это непросто. Учителям придется преодолеть ряд стереотипов, неверие в себя. Кто-то когда-то решил, что момент передачи знаний должен быть серьезным и трудным, что перед экзаменом положено нервничать и бояться плохой оценки. О какой самореализации ребенка может идти речь? А что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым? Если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес?»

Ему вторит Ирина Антонова, наш старейший искусствовед.

«Сегодняшняя школа должна быть в большей мере гуманитарной. Нам нужен счастливый и талантливый человек, понимающий, что он часть большого мира, та часть, которая способна этот мир улучшить. И в истории уже бывали такие моменты, когда все подходило, казалось бы, к финальной точке, но потом вдруг появлялись новые люди и что-то происходило. Я не могу предвидеть изменения во всей полноте, как не могла предвидеть интернет. Но знаю, что необходимость в искусстве, вот в этом эстетически идеальном типе деятельности человеческой, снова наберет силу — но мы пока не знаем, в какой форме. И знаете, из чего я делаю такой вывод? Из того, что люди — вы, я, много еще людей — они продолжают рисовать пейзажи, писать стихи, пускай неумелые и незначительные, но эта потребность есть. Маленький ребенок всегда начинает рисовать маму — сначала вот этот кружочек и палочки, потом, когда сможет, он напишет „мама“, а потом нарисует рядом домик, потому что он в нем живет. Потом он сам сочинит песенку, потычет пальчиком в клавиши и сыграет мелодию. Первобытный человек лепил Венеру с мощными формами, как Землю, которая рождает. Потом она превратилась в Венеру Милосскую, в Олимпию и Маху. И пока у нас будут две руки, две ноги, пока мы будем прямоходящими и мыслящими, потребность в искусстве будет. Сегодня культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом».

Причем здесь волновые уроки и это высказывание о культуре одного из самых заслуженных деятелей искусств в России?

В том, что Ирина Александровна лишь рассуждает о том, что старый мир закончил свое существование, а новых людей, готовых менять мир, пока нет.

Михаил Семенович уже показывает, каким может быть путь сегодняшней школы и нашего образования в целом.

Что это значит для вашего ребенка?

Что он не утратит целостности картины мира, что он сможет видеть взаимосвязи, он будет частью этой большой вселенной, где ему тоже есть место.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вашему ребенку, например, пять-семь лет. На ночь он просит почитать вам сказку про «Гадкого утенка».

С чего вы начнете?

Спросите, видел ли малыш лебедя?

А утку?

Они родственники или нет?

Где он их видел? Что он еще знает про птиц? Какие живут дома, а какие в природе? Кто написал сказку? Почему у него такое трудное имя? Где дают такие имена? Страна Дания? Где она? Показать на карте на глобусе. Какие еще очень известные сказки этого автора? Живут ли в нашей стране, регионе лебеди? А они улетают на юг? А утки? Почему улетают? А почему водные птицы не тонут? Как устроено у них перо? Какой самый известный балет, где упоминается лебедь? А есть замок лебедей? (Neuschwannstein) в Германии.

Кто вдохновил нашего композитора Чайковского на написание «Лебединого озера?.

Сен Санс.

Картина Врубеля «Царевна Лебедь»,

Пушкин «Сказка о Царе Салтане», помните:

Лебедь тут, вздохнув глубоко,

Молвила: «Зачем далеко?

Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна эта — я».

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Кто еще писал о лебедях. Какие известные поэты?

Константин Бальмонт, Марина Цветаева, Николай Заболоцкий, Василий Жуковский, Сергей Есенин, Анатолий Жигулин, Андрей Дементьев, Александр Блок и многие другие.

А почему говорят лебединая верность, что это такое? Можно даже напеть известную песенку Мартынова или включить ее для ребенка.

В августе на звездном небе можно увидеть созвездие Лебедя, лебедя можно сделать в разных техниках, например, в технике оригами.

В ботанике — лебеда — это растение, которое неоднократно спасало людей от голода, в строительстве — лебедка.

Лебедь-кликун объявлен национальной птицей Финляндии. Лебедь-шипун — национальная птица Дании. Чёрный лебедь — эмблема Западной Австралии.

Рассказ про лебедя можно продолжить и на следующий день, потому что у Андерсена есть сказка «Дикие лебеди».

Вот так строятся волновые уроки. Дается образ-зацепка, благодаря которой можно показать целостную картину миру, где этот образ выступает в самых необычных ролях. На взгляд ребенка. И это дает ему возможность анализировать, думать, искать решения самостоятельно.

Тридцать минут перед сном могут стать самыми счастливыми и самыми познавательными для подрастающего человечка, если к этому времени подойти обдуманно.

В школе это могут сделать несколько педагогов. Дома — автор только родитель.

Потому надо самому быть интересной Личностью, разносторонней и увлеченной, чтобы все знания донести до ребенка, который открыт для всего нового и удивительного.

----------------------------

Эти мои размышления тоже из моей книги "Дуся, бабуся и Лео да Винчи"

Всем солнечных дней и хорошего здоровья

Ваша Наталья Берязева