Дорогой читатель, хотел у Тебя спросить: часто ли Ты задумываешься о смерти? Не пугайся, всем нам предстоит сдавать этот экзамен, поэтому предлагаю тебе рассмотреть вопросы экзаменационного билета.
Сегодня у нас заявленная тема - «Мытарства»
Воздушные Мытарства - название препятствий, согласно сочинению X века «Житию преподобного Василия Нового» о загробной жизни, через которые должна пройти душа каждого человека на пути к престолу Бога для частного суда.
Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы— нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов относящихся к данному мытарству (например, на мытарстве лжи — список поступков произнесения неправды и т. п.), а ангелы — добрые дела, совершённые душой при жизни.
Каждый из читателей может ознакомиться с перечнем всех мытарств и соответствующим им грехам.
Продолжу своё повествование с примера священнической деятельности.
«Тут я хочу привести одну историю из моей собственной пастырской практики. Однажды весенним воскресным вечером 2002 года меня пригласили в одну ясеневскую квартиру напутствовать умирающую. До сих пор я помню страшную картину, которую я увидел. Умирающая с выпученными от ужаса глазами отбивалась от невидимых существ и кричала: «Боюсь, отойдите от меня!» Я спросил ее, желает ли она причаститься? Она согласилась и после этого лишилась дара речи. Незадолго до этого я исповедал ее и поэтому без промедления преподал ей Св. Дары. Тотчас после причащения Надежда (так ее звали, и всех читателей прошу помянуть ее в молитвах) успокоилась, улыбнулась и через несколько минут умерла. И когда я слышу, будто рассказы о нападении бесов на умирающих — это суеверие, то всегда вспоминаю искаженное ужасом лицо Надежды. И мне непонятно, как можно пытаться опровергать факты?» Священник Даниил Сысоев - «Существуют ли мытарства». Таких примеров думаю достаточно и нет смысла приводить больше.
Анализируя «Мытарства блаженной Феодоры». Отец Даниил Сысоев делает вывод. Не случайно блаженная Феодора так сложно проходила мытарства. Ведь она была вполне обычная «средняя прихожанка», которая имела много грехов, в том числе и не исповеданный грех прелюбодеяния. Именно эти «дела плоти» мешали ей подняться в небеса. И лишь молитва ее духовного отца, преп. Василия помогла ей подняться на небеса. Ведь по слову апостола Иакова, «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Те же, кто очищают свою жизнь через Таинства, кто творит добрые дела, кто приобретает себе друзей богатством неправедным, тот легко поднимается в вечные кровы, сопровождаемый Ангелами Божиими (Лк. 16, 9).
Видя все это и еще большее, и гораздо худшее, душа ужасается, трепещет и мятется, доколе не произнесен будет приговор освобождения или осуждения. Как тягостен, болезнен, плачевен и безутешен этот час ожидания — что будет? — когда мучишься от неизвестности. Небесные силы стоят против нечистых духов и приносят добрые деяния души — делами, словами, помышлениями, намерениями и мыслями, — между добрыми и злыми ангелами стоит душа в страхе и трепете, пока от деяний — слов и дел своих — или, подвергшись осуждению, будет связана, или, оправданная, освободится; ибо всякий свяжется узами собственных своих грехов.
Дорогой читатель разреши тебе порекомендовать книгу - «Инструкция для бессмертных или что делать, если Вы все-таки умерли» - Даниил Сысоев.
Здесь ты сможешь почерпнуть для себя жизненно необходимые знания.
Продолжим дорогой друг изучать наш экзаменационный билет.
В православных рассказах о мытарствах нет ни язычества, ни оккультизма, ни восточной астрологии, ни чистилища. Эти мытарства, скорее, учат нас тому, что каждый человек отвечает за свои собственные грехи, тому, что после смерти подводится итог его успехов и неудач в борьбе с грехом (Частный Суд), и тому, что бесы, искушавшие его всю жизнь, в конце ее предпринимают свое последнее нападение, но имеют власть только над теми, кто при жизни недостаточно подвизался в невидимой брани. Что же касается литературной формы этих рассказов, мытарства одинаково встречаются в церковных богослужениях (церковная поэзия), в аскетических творениях святых отцов и в житиях святых.
св. Иоанн Милостивый: «Когда душа выйдет из тела и начнет восходить к небу, встречают ее лики бесов и подвергают многим затруднениям и истязаниям. Они истязают ее во лжи, клевете» (и т. д. – длинный список грехов, похожий на двадцать грехов, приведенный в житии св. Василия Нового). «Во время шествия души от земли к небу самые святые Ангелы не могут помочь ей: помогают ей единственно ее покаяние, ее добрые дела, а более всего милостыня. Если не покаемся в каком грехе здесь по забвении, то милостынею можем и избавиться от насилия бесовских мытарств» (Пролог на 19 дек.)
Поэтому очень необходима усиленная молитва и милостыня за усопшего в течение 40 дней. Родственники не поленитесь помочь своим усопшим, кроме Вас им помочь некому. Сами они уже ничего не могут сделать и лишь с великой надеждой ждут вашей любви к ним.
В пятой песни канона Пресвятой Богородице, написанного «Иоанном» (очевидно, преп. Иоанном Дамаскиным), говорится: «Мысленныя сатрапы, и мучительныя воздушныя полки, пройти без печали во время исхода моего подаждь, да Тебе, еже радуйся, радостно, Владычице, воззову: радуйся, всех надежде, непостыдная».
Учение о мытарствах именно для того и дано нам, чтобы мы трудились сейчас, боролись с воздушными демонами в этой жизни, и тогда встреча с ними после смерти будет нашей победой, а не поражением! Скольких подвижников оно вдохновило на это! Но кто из нас может сказать, что он уже выиграл эту брань, и ему больше нечего бояться бесовских истязаний после смерти? Иеромонах Серафим Роуз - «Душа после смерти»
Мытарства – это не «нравоучительная басня», придуманная для «простых людей», как полагает критик, это не «миф» или «плод воображения», или «дикая сказка», как он говорит, – но истинные повествования о том, что ждет нас по смерти, сохраненные православным аскетическим преданием со времен раннего христианства.
Дорогой читатель, если ты дочитал до конца, я этому рад. Проанализируй себя, будь объективен к себе. Вот у меня к сожалению этого не получается. Будем бороться, Господь не желает нашего отчаяния, но нашего исправления. Прошу не впадайте в уныние и отчаяние. Ведь любящий Врач, не хочет чтобы пациент находился в неведении своего диагноза. Но желает здоровья последнему. Надеюсь для знающих я не стал соблазном, а для не знающих юмористом. Огонёк свечи тихонько светит и воск нашей жизни неумолимо тает. Совсем немного и легкий дымок оборвёт короткую ниточку.
Уважаемый читатель в своём повествовании я ссылался на людей, имеющих представление о заявленной теме. Я лишь воспользовался их трудом, и своего ничего не придумывал. Покрой мои недостатки Христианской любовью.