Найти тему
Школа О

Коллапс ОГЭ по математике. Откуда же растут ноги.

Думаю,- о результатах государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе уже знают все. Но как же так произошло? Куда бежать и что теперь делать?

Наше доблестное министерство образования спустит ситуацию на тормозах, а виноватыми признает школы. Но это было понятно сразу, и удивления не вызывает. Откуда же такая гигантская проблема выскочила. Барабанная дробь… - ФГОС.

Многие скажут, что выпуск 9 класса 2021 года не первый по ФГОСу, ведь был еще 2020…

И вот отсюда и начнем разбираться. 2020 учебный год закончился бардаком. Вместо остановки обучения и досрочного окончания учебного года, мы получили непонятно что. Систему удаленного образования не была готова. Все учебные сервера рухнули в первые дни. Само министерство рекомендаций не давало. И в итоге ситуация превратилась в «кто во что горазд», а руководство на все отвечало нечто похожее на анекдот: «копайте здесь и здесь, а я узнаю где надо». И вот министерство вколачивает не просто гвоздь, а сваю в гроб удаленки 2020 года. Двойки за 4 четверть не ставить, а 9 класс просто получает аттестаты без экзаменов. Ну закончили год кое как и слава Богу.

Учителя прикинули возможность втиснуть программу предыдущего класса в следующий, - тяжко, но можно. В сентябре их дал сюрприз – вы же выполнили программу прошлого года, ну так минимум коррекций. Повторение с конца года возьмите в сентябре. Учителя лихорадочно начинают искать выход, но сюрпризы не заканчиваются – ВПР. Зачем был тот осенний ВПР до сих пор не ясно (ну кроме варианта отмывания выделенных, весной денег на проведение). Что из этого вышло – нормально школа заработала в ноябре. К потерянной 4 четверти в 2019-2020 учебном году добавилась 1 четверть 2020-21 учебного года.

При этом удаленка зависла в воздухе над школами, как дамоклов меч. Девятикласники откровенно не хотели учиться (хотя такая ситуация была со всеми классами – 4 месяца каникул сделали свое дело). Ходили слухи о переходе на удаленку то 18 сентября, то ноября. Еще и наше руководство умудрилось ляпнуть о возможном повторении выдачи аттестатов без экзаменов. Дети слышать не хотели учителей, ведь дадут аттестат просто так. И их надежды не остудили даже пробные ОГЭ. Прошел новый слух - об отмене ОГЭ для тех, кто не уходит из школ. Такая расхлябанность и отсутствие четкой политики министерства привели к тому что дети надеялись на чудо до конца.

Но вернемся к ФГОС.

Сам этот документ называть стандартом стыдно – уж больно он аморфный. Где в нем описан результат – тот самый индивид 9 класса, его знания и умения. Гигантская бумага ни о чем. Все в ней переложено на образовательный программы, а их формирует школа. И снова: кто во что горазд. В литературе нет обязательного перечня произведений или авторов, в географии нет номенклатуры или обязательного знания карты. Остальные предметы имеют примерно те же проблемы – полная аморфность результата. Учебники по ФГОСу имею параграфы на один разворот, где половина материала картинки. Ведь учебник должен дать не больше 30-40% знаний, еще 30% -задача учителя. А оставшееся – ученик, приобретя высокое осознание необходимости изучения предмета, найдет сам.

Вот он камень преткновения – самостоятельный материал. Ученик сам не станет учить или расширять все знания по предмету по своему желанию. Это же ребенок. А подсчитайте объем материала с 5 по 9 классы. Все недоученное и не дочитанное как снежный ком вырастает в конкретную проблему.

При этом предметы объединены в группы. И как оказывается нет необходимости изучать все предметы естественно-научно цикла или общественно-научные предметы. Достаточно набрать нужное количество часов по всему циклу. К примеру никто не запрещает выкинуть физику или химию из списка предметов, а заполнить недостающее время в цикле углубленной биологией. Зато Родной язык обязателен, даже если он Родной (русский) язык, что является бредом. И вот такая система медленно ползла к 9 классу. Но прошлый год проскочил ГИА и обвал случился на год позже.

Что же делать? Вводить единые программы утвержденные министерством с четким итоговым результатом. Вот только, это надо делать сразу во всех классах. Но это же слишком быстро. Даже увидев проблему, наше министерство введет правки в 1 класс, а это еще 8 лет до результата. Может не сработает, но нас уж тут не будет. У нас министры как перчатки меняются, кто ж будет думать о заделе на будущее…