Найти тему
Роман Апрелев

Чудо-женщины. Днем восстанавливали город, вечером танцевали

После победы в Сталинградской битве жители разрушенного города начали сами восстанавливать свои жилища. Саперы занимались разминированием, а сталинградки (большинство мужчин было на фронте, поэтому у трудового подвига преимущественно женское лицо) разбирали завалы и отыскивали трупы. Очень важно было похоронить убитых до наступления тепла.

В недрах архива
В недрах архива

Главным инициатором восстановления Сталинграда стала работница детского сада Александра Черкасова. Она позвала своих подруг после работы еще потрудиться до темноты. Начинали 19 горожанок. А потом они опубликовали в газете призыв поддержать их почин. И люди откликнулись.

-2
- В этом обращении предлагали восстановить дом Павлова. Его, действительно, отстроили в первую очередь. Женщины носили воду с Волги. Добровольно отдавали свои силы по два-четыре часа после основной работы. Очень важен был идейный настрой. Но за хороший труд выплачивали и премии. В 1943 году была даже Книга почета, которая, к сожалению, не сохранилась. Но в наших фондах есть книжка черкасовца от 1948 года, выданная райисполкомом, - рассказала заместитель директора госархива Волгоградской области Ирина Петрова.
-3

Это аналог трудовой книжки: в нее заносили данные, когда и где работал человек, сколько часов, процент выполнения. Заверяла все подпись руководителя.

-4

- Моя мама была участницей Сталинградской битвы, связисткой. После разгрома немцев она осталась в городе. Еще до организации черкасовских бригад она доставала трупы из-под завалов. Их складывали на улице Комсомольской, рядом с рынком, наших и немцев отдельно, - говорит волгоградка Наталья Сиволобова. - Она работала в центре, разбирала руины зоопарка на Краснознаменской. Хороший кирпич и балки откладывали для повторного использования. А жила мама тогда в Кировском районе, домой возвращалась за полночь на последнем поезде.

Наталья Сиволобова
Наталья Сиволобова

Через несколько недель после открытого письма в “Сталинградскую правду” инструменты в руки взяли шесть тысяч человек. Не только взрослые, но и дети. К концу 1943 года в городе трудилось 820 черкасовских бригад. Начинали с социальной инфраструктуры. За полгода добровольцы восстановили пять больниц, 12 садиков, 23 школы, возвели 88 жилых зданий, посадили почти сотню деревьев.

Так выглядела мама Натальи Сиволобовой, участница черкасовского движения Маргарита Пъянкова. По-моему, дочь на нее похожа. Фото из семейного архива Сиволобовой
Так выглядела мама Натальи Сиволобовой, участница черкасовского движения Маргарита Пъянкова. По-моему, дочь на нее похожа. Фото из семейного архива Сиволобовой

1944 год - 1192 бригады, 1945 - 1227. К победному маю сталинградцы отстроили 12663 дома! Не евроотделка, конечно. Но крыша над головой. Сталинградский опыт перенимали в других городах Союза, сильно пострадавших от бомбежек: Ленинграде, Киеве, Курске. К 1948 году в стране было 85 тысяч черкасовцев и черкасовок.

Фото из семейного архива Сиволобовой
Фото из семейного архива Сиволобовой
- Мы действовали не по приказу. Это был наш долг: восстановить Сталинград. Получается, это мы положили начало нынешнему волонтерскому движению. Нам объяснили в школе, что город разрушен. Да мы и сами знали это, - усмехается 93-летняя Таисия Петрова. - Людей в городе оставалось мало. Кто будет работать? Мы захотели помочь, выросли же в Сталинграде. Я строила 12-ю поликлинику. Когда я пришла, первый этаж уже был готов. И мы по деревянным мосткам носили наверх кирпичи. Конечно, трудно было. Но мы приходили домой, купались, а вечером шли на танцы. Будто и не работали целый день. Это молодость. Александра Черкасова была малограмотной, но очень инициативной. Могла и с матерком прикрикнуть, и пошутить. Вообще была простой, хорошей женщиной, родной для всех. Мы ее и называли Шура или тетя Шура.
Таисия Петрова
Таисия Петрова

А был в 1943 году Александре Черкасовой, которую 16-летняя Таисия звала тетей Шурой, всего 31 год.

А этого здания речного вокзала давно нет. Фото из семейного архива Сиволобовой
А этого здания речного вокзала давно нет. Фото из семейного архива Сиволобовой

Читайте также: К человеку! Русское кино повернулось к человеку