Найти тему
Incube

Scrum ретроспектива с помощью LEGO

Все еще отказываетесь от ретроспективы? Вы просто не умеете ее проводить =)

Ретроспектива - одно из ключевых событий в scrum, но многие команды отказываются от него, потому что все скатывается к разговорам “о жизни”, 80% команды вообще выпадает из обсуждения, а генерация новых идей даже не начинается.

Есть куча способов провести ретроспективу полезно и интересно, сейчас мы рассмотрим один из лучших. Работа + игра. Речь о методе LEGO ® Serious Play ®.

3 задачи, которые решает метод:

  1. Вся команда вовлечена в процесс;
  2. Генерация идей и получение новых знаний;
  3. Взлом стереотипного мышления.

LSP придумали профессоры Швейцарского института менеджмента совместно с гендиректором и владельцем LEGO. Они искали способ, который повысит эффективность совещаний до 100% вовлеченности участников.

Да, кубики LEGO стали ключиком к решению проблемы, а систему LSP признали мощной техникой фасилитации на международном уровне. Стоит попробовать, как думаете?

Чтобы провести ретроспективу по методу LEGO нужны:

  1. Кубики конструктора для всех участников
  2. “Коннекторы” (можно нитки) и стикеры;
  3. Большой стол;
  4. Динамичная музыка;
  5. План дизайна по этапам: открытие, сбор мнений, обсуждение и генерация идей, составление плана действий, закрытие.

LSP этикет:

1. Фасилитатор ставит вопросы, дает задания, следит за временем и ведет процесс;

2. Нет неправильных ответов;

3. Рассказывайте историю модели;

4. Ваша модель – ваш ответ на задачу;

5. Думайте руками. Доверяйте рукам;

6. Слушайте глазами, как и ушами;

7. Каждый строит, каждый рассказывает.

Этапов проведения LSP 2: подготовка и действие. Мы разберем оба, чтобы вам было понятнее.

Этап 1. Подготовка

  1. Цели (для чего строим модели, что хотим показать);
  2. Задачи (что строим);
  3. Вопросы (упор на рефлексию и самоанализ, участники должны понять методы и их значение);
  4. Логика (проверьте, все ли понятно вы составили).

Этап 2. Проведение (с примером)

Начало:

  1. Задание: “Возьмите 5 кубиков и за 2 минуты постройте из них котика, который отражает ваше настроение”.
  2. Спрашиваем участников про их модели. Совет: выбирайте любого из присутствующих и попросите рассказать про его котика. Почему он получился именно таким, что отражает итоговая модель. После выступления, участник передает слово любому человеку за столом, на свой выбор. Это продолжается, пока не выскажутся все. Вопросы выручалки для фасилитатора: “Какой именно Х этот Х (What kind of X is that X)?”, “Можно ли добавить что-то еще про Х? (Is there anything else about X?)”;

Сбор мнений:

  1. Задание по модели: “Как прошел предыдущий спринт?”. Участники строят модель себя по итогам спринта. Каждый участник рассказывает, почему модель именно такая. НЕ он, А модель. Это помогает людям отделить свой опыт от самих себя.
  2. Задание: “За 7 минут объедините ваши индивидуальные модели в команду. Используйте дополнительные детали, чтобы показать ваше рабочее пространство”. Попросите участников рассказать о ней. Обращайте внимание расположение фигур. Спрашивайте о моделях, а не самих участниках. Не “почему вы так далеко друг от друга”, а “почему эти фигурки стоят далеко друг от друга”.
  3. Задание: “7 минут на дополнение общей модели. Добавьте элементы, которые помешали достичь цели спринта. И элементы, что мешают в этом всегда. Добавьте внешнее окружение команды новыми кубиками”. Обсудите итоги.

Обсуждение и генерация идей:

  1. Задание: “7 минут на устранение препятствий в модели, что помешали в прошлом спринте. Как не допустить повторения? Любые идеи хороши, границ нет”. В вопросах делайте акцент на переменах в моделях и причинах перемен. “Какие ресурсы нужны для этого?”, “Кто это должен сделать и когда?”. Участники пишут ответы на стикерах и прикрепляют их к моделям;
  2. Задание: “10 минут на изменение модели, чтобы убрать элементы, которые мешают в спринте всегда. Любые идеи приветствуются”. Вопросы о моделях повторяем из предыдущего задания;

План будущей работы:

  1. Задание: “За 10 минут нужно оставить в модели только полезные элементы. Что помогает в работе”. Вопросы по моделям повторяем из предыдущего задания;
  2. Задание: “За 7 минут добавьте в модель элементы, которые сделают вас счастливее на работе”. Вопросы повторяем;

Закрытие:

Задание: “За 7 минут постройте модель себя после ретроспективы. Отразите перемены, если они есть”. Спросите, что изменилось и почему.

___________________________________________________________________________________

Это был краткий обзор метода LSP, который может стать отличным инструментом в работе вашей команды. У коллег из центра дизайн-мышления есть отличная методичка по проведению LSP воркшопов, всем рекомендую к прочтению. Скачать методичку.

Материалы по LSP: “Конструирование улучшений бизнеса с помощью метода LEGO ® Serious Play ®” (Пер Кристиансен, Роберт Расмуссен). Добавлю ссылку на международное сообщество.

Есть мощный онлайн-симулятор, который поможет освоить тонкости scrum. Обучение на практике позволит сразу погрузиться в работу и стать scrum-мастером. Кстати, лучше ученики попадают на работу в стартап-студию “Синдикат”.

Автор статьи: agile-коуч крупнейшего банка России, Центральной и Восточной Европы Жемал Хамидун.

#scrum #ретроспектива #lego #обучение #обучение онлайн #работа