Популярность религии связана не только с отупением масс, но и с определенными стихийными антикапиталистическим факторами.
Дело в том, что вероучения есть адская мешанина самых разных пластов общественного сознания. Авраамические религии, например, прошли вообще все докоммунистические формации, и каждое общество так или иначе в религии выражалось и отражалось. Потому мы можем в религиозных текстах обнаружить как остатки первобытного, так и рабовладельческого обществ. Чем архаичней религия, тем меньше в ней собственно капиталистического, и тем более явны остатки докапиталистических формаций.
Однако было бы странно рассматривать остатки эксплуататорских формаций - рабовладения, феодализма, как фактор роста популярности религии в низах. Даже самые тупые попы не осмеливаются впрямую повторять апостола Павла о послушании рабов своим господам, а, наоборот, пытаются замести под ковер даже блаженного Августина с его рассуждениями о том, что христианство есть способ отвратить неверных рабов от бунта.
Давно замечено, что любое учение становится популярно, как только оно начинает так или иначе играть на стихийных эгалитарных настроениях угнетенных. Живучесть христианства в частности, в том и состоит, что оно давало угнетенным иллюзию равенства во Христе и призывало богатых к жертвам. Остатки в вероучениях стихийного коммунизма, ишущего от первобытной общины, систематически рождают секты различной степени тоталитарности, куда пролетарий пытается убежать от капитализма.
Двухтысячелетняя эксплуатация стихийных идей эгалитаризма и экспроприации частных собственников (пусть и в убого-рабской форме добровольного пожертвования), по-идее, должно бы говорить левачкам-дурачкам, что их попытки донести эксплуатируемым "мыслю", что их эксплуатируют, а тем более воззвать к "черному переделу" есть попытка изобрести колесо и рассказать всем об этом гениальном открытии. Потому они не получают никакого отклика - с тем же успехом им можно информировать население, что солнце встало или трава зелёная.
Но, в принципе, марксисты вполне могли бы использовать эту особенность религий - в определённых частных условиях это может сработать и на пользу. Так, например, в мусульманских странах с пониманием отнесутся к ограничениям банковской деятельности - в Коране содержится прямой запрет на получения процента с денег. Тот же принцип "не работающий да не ест", который приписывают Ленину, на самом деле высказан апостолом Павлом относительно устройства древнехристианских общин, которые были основаны на эгалитарно-трудовой этике, и ссылку на этот авторитет верующие благосклонно примут как оправдание экспроприации капитала.
Но тут важно, чтобы именно партия с научной теорией рулила стихией-то есть, чтобы религия оправдывала марксистов, а не "марксисты" подстраивались под религию. Одним словом, не "коммунизм - форма христианства", как у "теологии освобождения", и не "христианство - форма коммунизма", как у Зюганова, а "коммунизм есть научное осознание стихийных антиэксплуататорских устремлений социальных низов, отголоски которого имеются в религиях".
И. Шевцов
____________________________________
Послесловие
Уважаемые читатели!
Заносите в закладки и изучайте наши издания:
I. Общественно-политический журнал «Прорыв»
II. Газета «Прорывист»
Поддержите редакцию деньгами:
I. Принципы финансирования
II. Подписка на газету
III. Заказ нашей брошюры почтой с автографом автора
IV. Заказ нашей книги "Жизнеописание красного вождя"