"Леопард", "Ерш" и "Угорь" продолжили "битву" за жизненное пространство - места в гаванях для свободного маневрирования уже не хватало..
Уважаемые друзья, продолжаем в постоянном разделе вспоминать различные аварии подводных лодок - с разным исходом и от разных причин. Используем открытые источники, их перечень - в конце статьи. Цель - не обвинить, и не оскорбить память потомков - а именно вспомнить, сделать выводы и не допустить (по возможности) если получится, конечно.
Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа, навигационные опасности - это только примерный перечень источников опасности для корабля, тем более подводного. Бывают и трагические случайности,которых не удается избежать даже в военное время. Вспомним несколько случаев, связанных с подводными лодками типа "Барс" в годы Первой Мировой войны, и на этот раз причинами таких происшествий уже были не техническое несовершенство подводных кораблей, а ошибки командования субмарин (сказывалось отсутствие опыта).
Буквально в прошлой публикации мы разбирали несколько столкновений подводных лодок русского (советского) флота между собой. Но как мы увидим "доставалось" и надводным кораблям.
Летом 1917 года свою следующую жертву нашел "Леопард" (вспомним, что во время "Ледового похода" он протаранил "Пантеру"). Вообще случаи столкновений с участием ПЛ были не редкими. Так в ноябре 1915 года с английской субмариной «Е-8» столкнулась подводная лодка «Гепард», а в ноябре 1916 года подводной лодке "Тигр" снесла рули ПЛ «Рысь». На этот раз следующей жертвой подводных кораблей, а именно ПЛ типа «Барс», стал сторожевик (надводный корабль, который не двигался).
Для справки: "Леопард" (тип "Барс") - водоизмещение - 650/780 т, запас плавучести - 20%, экипаж - 38 человек. Спуск на воду - 3 декабря 1916 года, в строю с 4 ноября 1917 года.
11 июня 1917 года подводная лодка БФ «Леопард», базирующаяся на Ревель, столкнулась на рейде Порккала-Удд со сторожевым кораблем «Гарпун». На момент происшествия подводная лодка находилась в стадии проведения испытаний.
Для самой виновницы аварии этот инцидент закончился повреждениями корпуса, а вот СКР повезло меньше: от полученных пробоин корабль затонул прямо на рейде.
Причиной столкновения стали ошибки при маневрировании во время подхода «Леопарда» к базе. Не рассчитав при повороте дистанцию до «Гарпуна», подводная лодка на малом ходу, когда активность рулей наименее эффективна, по инерции прошла лишние десятки метров (!!). Оказавшись вблизи сторожевого корабля, на субмарине машинисты по ошибке вместо исполнения команды "дать задний ход" и погасить инерцию, дали передний. «Леопард» ударила сторожевик в районе машинного отделения. Именно это помещение занимало на сторожевом корабле наибольший объём корпуса, и, приняв за короткий промежуток времени большое количество воды, «Гарпун» затонул на глубине 37 метров. Никто не погиб, все были спасены. А «Гарпун» спустя восемь дней 19 июня был поднят поверхность. Обошлось!
20 марта 1918 года в гавани Гельсингфорса произошло столкновение транспорта «Рига» и подводной лодки «Ерш» (минный заградитель, тип «Ёрш»). В результате удара судна в прочном корпусе субмарины образовалась пробоина, и экипажу пришлось бороться с поступлением воды. Сделано это было достаточно оперативно, пробоина оказалась в доступном месте, «Ёрш» был спасён и для ремонта поставлен в док. Субмарина вступила в строй лишь три месяца назад, 15 декабря 1917 года. Финская столица служила первым местом её базирования, а из-за полученных повреждений новой подводной лодки эта база могла стать и последней.
Для справки: "Угорь" (тип "Барс") - водоизмещение - 650/780 т, запас плавучести - 20%, экипаж - 34 человек . В строю с мая 1917 года.
Но не только двигавшиеся подводные лодки представляли собой "угрозу для надводных кораблей, бывало и наоборот. 15 сентября 1917 года стоявшую на рейде Ганге подводную лодку «Угорь» (тип «Барс») ударил в борт разворачивающийся на рейде эсминец «Меткий» (тип «Лейтенант Бураков»).
Неудачный получился разворот - подводная лодка оказалась на месяц выведенной из строя.
Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.;В.А. Кучер, Ю.В. Мануйлов, В.П. Семенов. Русские подводные лодки. История создания и использования. 1834-1923 гг. Научно-исторический справочник. Том I, часть 1. - СПб.: ЦКБ МТ "Рубин", 1 ЦНИИ ВМФ МО РФ (кораблестроение ВМФ), РГА ВМФ, 1994. - С.162. (226 с.); Судостроение, № 4, 1990.С.184.
Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: