Найти в Дзене
Navygaming Channel

Подводная лодка идет на таран /26. Авария субмарины: И вновь столкновение

"Леопард", "Ерш" и "Угорь" продолжили "битву" за жизненное пространство - места в гаванях для свободного маневрирования уже не хватало..

Уважаемые друзья, продолжаем в постоянном разделе вспоминать различные аварии подводных лодок - с разным исходом и от разных причин. Используем открытые источники, их перечень - в конце статьи. Цель - не обвинить, и не оскорбить память потомков - а именно вспомнить, сделать выводы и не допустить (по возможности) если получится, конечно.

Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа, навигационные опасности - это только примерный перечень источников опасности для корабля, тем более подводного. Бывают и трагические случайности,которых не удается избежать даже в военное время. Вспомним несколько случаев, связанных с подводными лодками типа "Барс" в годы Первой Мировой войны, и на этот раз причинами таких происшествий уже были не техническое несовершенство подводных кораблей, а ошибки командования субмарин (сказывалось отсутствие опыта).

Буквально в прошлой публикации мы разбирали несколько столкновений подводных лодок русского (советского) флота между собой. Но как мы увидим "доставалось" и надводным кораблям.

Летом 1917 года свою следующую жертву нашел "Леопард" (вспомним, что во время "Ледового похода" он протаранил "Пантеру"). Вообще случаи столкновений с участием ПЛ были не редкими. Так в ноябре 1915 года с английской субмариной «Е-8» столкнулась подводная лодка «Гепард», а в ноябре 1916 года подводной лодке "Тигр" снесла рули ПЛ «Рысь». На этот раз следующей жер­твой подводных кораблей, а именно ПЛ типа «Барс», стал сто­рожевик (надводный корабль, который не двигался).

Для справки: "Леопард" (тип "Барс") - водоизмещение - 650/780 т, запас плавучести - 20%, экипаж - 38 человек. Спуск на воду - 3 декабря 1916 года, в строю с 4 ноября 1917 года.

Подводная лодка "Леопард"
Подводная лодка "Леопард"

11 июня 1917 года подводная лодка БФ «Леопард», ба­зирующаяся на Ревель, столкнулась на рейде Порккала-Удд со сторожевым кораблем «Гарпун». На момент происшествия подводная лодка находилась в стадии проведения испытаний.

Для самой виновницы аварии этот инцидент закончился повреждениями корпуса, а вот СКР повезло меньше: от полученных пробоин ко­рабль затонул прямо на рейде.

Причиной столкновения стали ошибки при маневриро­вании во время подхода «Леопарда» к базе. Не рассчитав при повороте дистанцию до «Гарпуна», подводная лодка на малом ходу, когда активность рулей наименее эффективна, по инерции прошла лишние десятки метров (!!). Оказавшись вблизи сто­рожевого корабля, на субмарине машинисты по ошибке вместо исполнения команды "дать задний ход" и погасить инерцию, дали пере­дний. «Леопард» ударила сторожевик в районе машинного отделения. Именно это помещение занимало на сторожевом корабле наи­больший объём корпуса, и, приняв за короткий промежу­ток времени большое количество воды, «Гарпун» затонул на глубине 37 метров. Никто не погиб, все были спасены. А «Гарпун» спустя восемь дней 19 июня был поднят поверхность. Обошлось!

Минный заградитель "Ерш"
Минный заградитель "Ерш"

20 марта 1918 года в гавани Гельсингфорса произошло столкновение транспорта «Рига» и подводной лодки «Ерш» (минный заградитель, тип «Ёрш»). В результате удара судна в прочном корпусе субмарины образовалась пробоина, и экипажу пришлось бороться с поступлением воды. Сделано это было достаточно оперативно, пробоина оказалась в доступном ме­сте, «Ёрш» был спасён и для ремонта поставлен в док. Субмарина вступила в строй лишь три месяца назад, 15 декабря 1917 года. Финская столица служила первым местом её базирования, а из-за полученных повреждений новой подводной лодки эта база могла стать и последней.

Для справки: "Угорь" (тип "Барс") - водоизмещение - 650/780 т, запас плавучести - 20%, экипаж - 34 человек . В строю с мая 1917 года.

Подводная лодка "Угорь"
Подводная лодка "Угорь"

Но не только двигавшиеся подводные лодки представляли собой "угрозу для надводных кораблей, бывало и наоборот. 15 сентября 1917 года стоявшую на рейде Ганге подводную лодку «Угорь» (тип «Барс») ударил в борт разворачивающийся на рейде эсминец «Меткий» (тип «Лейтенант Бураков»).

Эскадренный миноносец "Меткий" - участник столкновения
Эскадренный миноносец "Меткий" - участник столкновения

Не­удачный получился разворот - подводная лодка оказалась на месяц выве­денной из строя.

Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.;В.А. Кучер, Ю.В. Мануйлов, В.П. Семенов. Русские подводные лодки. История создания и использования. 1834-1923 гг. Научно-исторический справочник. Том I, часть 1. - СПб.: ЦКБ МТ "Рубин", 1 ЦНИИ ВМФ МО РФ (кораблестроение ВМФ), РГА ВМФ, 1994. - С.162. (226 с.); Судостроение, № 4, 1990.С.184.

Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: