В начале отмечу, что практически вся советская промышленность принимала участие в создании ракетоносителя «Энергия», орбитального космического корабля «Буран» и самолета Ан-225 «Мрия».
Доставка космического корабля на космодром из Тушинского машиностроительного завода в Москве, и ракеты из Куйбышевского завода «Прогресс», требовала решить очень сложную логистическую и практически не выполнимую техническую задачу.
Кроме, как доставка по воздуху готовых блоков ракеты и самого корабля, другие варианты не рассматривались. Однако на тот момент Советский союз не имел такого самолета, который бы был способен на такое.
Для решения этой не простой задачи руководители советской космической программы обратились к Олегу Константиновичу Антонову, так как именно в его КБ ранее уже прорабатывался такой вариант при помощи АН-124 «Руслан». Но максимальная грузоподъёмность и его размеры не позволяли перевозить габаритные грузы.
В результате жестких требований к транспортировке привели к решению по созданию абсолютно нового самолета. По техническому заданию самолет должен был перевезти целиком основной блок ракетоносителя «Энергия», и космический корабль Буран.
Работы по созданию самолета, который проходил под обозначением Ан-225, стартовали в 85-ом году, и уже в ноябре 88-го года состоялась презентационная церемония советского грузового гиганта. Чуть позже самолет получил название «Мрия», что в переводе с украинского означает Мечта.
Безусловно, когда в 89-ом году руководство страны приняло решение показать на авиакосмической выставке в Ле-Бурже «Мрию» с «Бураном» на «спине», то эта парочка произвела невероятный фурор в мировом сообществе.
Так же стоит отметить, что грузовой гигант Ан-225 в будущем должен был стать носителем многоразовой авиационно-космической системы.
По очередному революционному проекту Лозино-Лозинского планировалось построить возвращаемый орбитальный грузовой самолет, оснащенный внешним топливным баком, где в качестве первой ступени выступал бы Ан-225. Но, к сожалению, этот проект так и остался на бумаге.
Тем временем, на протяжении чуть более 2-х десятилетий, Ан-225 занимал статус самого большого самолета в истории мировой авиации.
Однако в 2011 году в американской частной компании Scaled Composites LLC стартовал проект воздушного старта, который по многим характеристикам был схож с советской разработкой.
В результате кропотливой многолетней работы в 2017 году состоялась презентация двухфюзеляжного самолета Stratolaunch Model 351 в Аэрокосмическом центре Scaled Composites в пустыне Мохаве, а в 2019 году он впервые поднялся в небо.
Многие до сих пор утверждают и называют Ан-225 самым большим самолетом в мире. Спешу их огорчить, но по размерам Stratolaunch превзошел Ан-225 «Мрия» и лишил советского гиганта статуса самого большого самолета в истории мировой авиации.
Размах крыла этого гиганта, по которому и было присвоен статус самого большого самолета в мире, равен 117 метрам, в то время как у Ан-225 этот показатель равен 88,4 метра. Однако длина композитного фюзеляжа американского исполина по 73 метра каждый, в то время как длинна фюзеляжа гиганта Ан-225 на 11 метров больше.
Stratolaunch задумывался, как летающая стартовая площадка для запуска на околоземную орбиту крылатых грузовых ракет «Pegasus 2» от компании Orbital Sciences с возможностью вывода грузов на низкую околоземную орбиту до 6 тыс. кг.
К тому времени Orbital Sciences уже имела опыт постройки ракеты «Pegasus» и «Pegasus XL» с возможностью вывода грузов на низкую околоземную орбиту до 443 кг с помощью самолета Stargazer, который был построен на основе широкофюзеляжного лайнера Lockheed L-1011 TriStar.
Прежде всего, Stratolaunch Model 351 интересен своей уникальной конструкцией фюзеляжа. Для удешевления производства самолет создавался на базе уже существующих лайнеров.
При разработке и создании этого гиганта были использованы два самолета Boeing 747-400. Оба самолета были разобраны и использованы по максимуму, насколько это было возможно.
Стоит отметить, что еще в середине этапа этого проекта было объявлено о сотрудничестве с компанией Илона Маска SpaceX, в плане доставки грузов на околоземную орбиту.
В результате американское Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства вышли из проекта, тем самым прекратив финансирование проекта компании . Да и работы по крылатому ракетоносителю «Pegasus 2» так и не были реализованы.
После чего учредителями и инвесторами компании Scaled Composites было принято решение самостоятельно разработать ракету для своей летающей стартовой площадки. Однако еще в 2018 году не стало главного инвестора Пола Алена, и через несколько месяцев проект окончательно был свернут.
А сам Stratolaunch Model 351 планируются использовать как стартовый летающий комплекс для атмосферных и суборбитальных гиперзвуковых летательных аппаратов. Однако каких именно летательных аппаратов, учредители компании Scaled Composites так до сих пор и не уточнили.
ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ