«Как у вас классно на приходе и воскресная школа есть, батюшка беседы проводит, добровольческие отряды, нищим помогаете, а вот у нас такого нет. Всем на друг друга всё равно, здороваются только с теми, кого давно знают, никаких вне богослужебных мероприятий нет. Скукота да и только».
Такова ситуация в большинстве приходов. Приходит человек на службу, помолился, причастился и потопал домой, до следующего воскресения. Всё, на этом церковная жизнь окончена. Слегка завистливым оком поглядывает он на ситуацию в соседних приходах, как у них всё классно, все такие активные, проводятся мероприятия, жаль у нас не так…
И ждет человек изменений год, два, десять, а ничего не меняется. Да, наверное, это и к лучшему, привыкли все, а любые перемены пугают.
Но к счастью, в храм приходит молодежь, которую не устраивает подобное положение дел. Хочется жизни, активности, а в ответ:
«смиряйся, постись, молись, это у тебя неофитство, пройдет, придут скорби, искушения. Не высовывайся в общем, а то это грех любоначалия. Так старец сказал».
Послушался молодой человек «старожил» и вот, вновь идиллия. Тихо, спокойно и скучно… Можно вновь роптать, что никакой активности на приходе нет, что вот бы нам «как у вас», тогда бы мы, да если бы… эх.
Да и молодежь что-то к нам в храм не идет, да что с них взять, пропащие поколение, скажут они, слушают Моргенштерна, слоняются по дворам и пивнушкам.
А что молодежи делать на приходе, где всё пропиталось затхлостью, где фарисейский дух не дает вздохнуть полной грудью? Вот и уходит молодое поколение в бары, пивнухи и на концерты. Там их понимают, там с ними не разговаривают как с младенчиками, которых нужно «научить как правильно».
Они придут в храм, но позже, через скорби. И в этом виноваты мы, которые забыв суть христианства, поставили обряды и традиции выше Христовой любви.