Найти тему
Киновед в штатском

"Изгой": Сколько FedEx заплатила авторам фильма за агрессивный продакт-плейсмент?

Так уж устроен человек – не любит он, когда ему что-то навязывают, особенно обманом, например, выдавая откровенную заказуху за проявление бескорыстных творческих порывов. За это публика не очень жалует рекламные материалы в Дзене (на моем канале, кстати, их нет, хе-хе), за это особенно яростно ругает фильмы, где персонажи нарочито пьют определенные напитки, гоняют на автомобилях определенной марки или слушают определенное радио с узнаваемым джинглом. Так называемым продакт-плейсментом злоупотребляют не только в наших "Дозорах" или "О чем говорят мужчины", но и в Голливуде. Сегодня Киновед в штатском расскажет вам об одном из интереснейших случаев рекламы в большом кино – и да, я отвечу на важный вопрос о стоимости таких услуг.

-2

Не заметить в фильме Роберта Земекиса "Изгой" 2000 года логотипы и упоминание логистической компании FedEx просто невозможно – если вы возьметесь подсчитать хронометраж демонстрации символики почтового гиганта в кадре картины, то у вас легко получится если не половина, то добрая треть всей длительности ленты. Строго говоря, фильм начинается с демонстрации логотипа на московских улицах и заканчивается доставкой единственной уцелевшей в катастрофе коробки в фирменной раскраске адресату на Среднем Западе. Главный герой и зритель идут от завязки к финалу не только рука об руку, но и с посылками в обнимку.

Кадр из фильма "Изгой"
Кадр из фильма "Изгой"

Герой Тома Хэнкса в фильме зациклен на своей работе – всё его существование регламентируется сроками доставки, а жизнь заточена под безупречное выполнение всех условий транспортировки посылок от одного адреса до другого. Увы, это сильно вредит личной жизни, но чтобы переосмыслить смысл своего существования Чаку Ноланду нужна встряска. И она случается – авиакатастрофа делает менеджера почтовой службы Робинзоном на крохотном клочке суши где-то в Тихом океане. Чак проводит на острове долгие пять лет в компании кокосов, шума волн, скелета на скале и волейбольного мяча фирмы Wilson (еще один пример блистательного продакт-плейсмента в фильме), пока, совершив дерзкую попытку покинуть остров на плоту, герой не попадает на глаза команде проплывающего мимо судна.

Кадр из фильма "Изгой"
Кадр из фильма "Изгой"

Всё время, проведенное на острове, Ноланда окружают атрибуты прошлой жизни, и прежде всего это относится к фирменным упаковкам посылок компании, работе в которой Чак посвятил всю свою жизнь. В поисках чего-то, что может облегчить существование вдали от цивилизации герой вскрывает все сохранившиеся отправления, кроме одного – ему предстоит стать "макгаффином", ведущим к открытому финалу. Увы, ничего решительно меняющего ситуацию Ноланд в коробках не находит.

Кстати, в интернетах активно муссируется слух о том, что у фильма планировался иной финал с тем отличием, что в единственной невскрытой коробке оказался спутниковый телефон, о чем Чак узнает, только доставив посылку адресату. Это только слух. Но подобный ход компания FedEx обыграла в одном своем рекламном ролике – там Ноланд после всех своих мучений доставляет коробку адресату и спрашивает, что же внутри. Женщина, получившая посылку отвечает: "Ничего интересного. Всего лишь спутниковый телефон, GPS-локатор, удочка, очиститель воды и немного семян. Ерунда в общем...". Видео можно посмотреть здесь.
Кадр из фильма "Изгой"
Кадр из фильма "Изгой"

Но я увлекся содержанием, а нас-то интересует форма. Итак, логотипы FedEx фигурируют в картине на протяжении всего действия: Чак посещает московский офис компании, он летит на фирменном самолете (и на нем же попадает в катастрофу), он вскрывает коробки на острове, он возвращается домой на брендированном самолете и даже с возлюбленной после пяти лет разлуки встречается на фоне сине-оранжевого лого. Сколько же компания, которую так навязчиво записывают на подкорку зрителю, должна была заплатить студии, продюсерам, режиссеру? Ответ, как любят писать в кликбейтной рекламе, вас поразит.

Нисколько.

Кадр из фильма "Изгой"
Кадр из фильма "Изгой"

Да, Роберт Земекис пичкал вас рекламой задаром. Вернее, он на этом ничего не заработал. Даже так – создателям "Изгоя" на партнерстве с FedEx удалось сэкономить, но не обогатиться. О какой экономии идет речь? Понятно, что привлечение к участию в картине такого бренда при правильном подходе всем идет на пользу – рекламируемая фирма получает дополнительное узнавание, а кино становится реалистичнее и ближе обывателю. Поэтому, Земекис был рад даже тому, что в FedEx не отказали в сотрудничестве с порога. Да, было непросто убедить курьера-гиганта согласиться на гибель фирменного транспортного самолета – был определенный риск сделать себе не рекламу, а антипиар. Но, по счастью, боссы FedEx оказались понятливыми и сговорчивыми.

Кадр из фильма "Изгой"
Кадр из фильма "Изгой"

Впрочем, если почитать комментарии Управляющей по глобальному продвижению бренда FedEx Гейл Кристенсен от 2000 года, можно предположить, что компания не просто не хотела платить за упоминание, но и ждала вознаграждения от студии Fox: "Мы не считаем это продакт-плейсментом, это нечто гораздо большее. FedEx присутствует в фильме, как полноценный персонаж, мы занимаем в нем столь же важное место, как противостоящий герою океан, или помогающий выжить остров. Компания остается единственным другом, надеждой, путеводной звездой, когда Чак оказывается изолирован от остального мира. FedEx герой фильма, а не просто лого в кадре". Серьезно, создается впечатление, что фирма требует за участие гонорар, сопоставимый с зарплатой Тома Хэнкса.

Кадр из фильма "Изгой"
Кадр из фильма "Изгой"

Но если подумать, то корпоративный босс FedEx абсолютно права, постоянное присутствие в кадре напоминаний о крупной компании, хорошо известной не только в Америке, но и за ее пределами, в "Изгое" не смотрится чужеродно. Наоборот, зарекомендовавшая себя фирма выглядит символом привычной жизни, обыденности, которую мы не ценим, пока не потеряем. Кроме того, символично, что главный герой, работающий в FedEx, в начале картины делает такой сильный акцент на часах и времени доставки. Оказавшись на острове, он имеет всё время мира в своем распоряжении, но оно становится для него в тягость, потому что отсутствует цель и направление приложения сил. В жизни, как мы все понимаем, нужен баланс.

Кадр из фильма "Изгой"
Кадр из фильма "Изгой"

Этот баланс соблюден и в коммерческой части фильма. Земекис, как мог, продвинул узнаваемость бренда FedEx, а в ответ ему было подставлено крепкое плечо крупной корпорации. с другой стороны, мы посмотрели занимательную историю, изобилующую рекламой, но не испытали от этого большого дискомфорта. Я склонен отнести это к особым талантам Роберта Земекиса и Тома Хэнкса, выступивших попутно и продюсерами картины. Хорошее кино, не придерешься, а бизнес-модель его создания меня беспокоит мало. Просто будем иметь ввиду, что такие отношения иногда бывают и бесплатными.

Кадр со съемок фильма "Изгой"
Кадр со съемок фильма "Изгой"

На этом у меня по теме все. Я готовлю новые материалы, а от вас жду новых визитов на канал Киноведа в штатском – уверен, хоть одна моя статья вас чем-то да зацепила. Заглядывайте, подписывайтесь, читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, играйте в волейбол, и...

-11

Увидимся в кино!