Найти тему

Кому и зачем нужна профориентация

Оглавление

О профориентации каждый из нас где-то отдаленно слышал, когда учился в школе. И дальше, скорее всего, не сталкивался с этим понятием. Как педагог, знаю, что в школе по факту профориентации уделяется мимолетное внимание. В лучшем случае эту работу периодически проводит классный руководитель, у которого, как вы понимаете, и без профориентации достаточно работы.

На самом деле такой серьезной работой должен заниматься отдельный человек. Возможно, эти функции мог бы взять на себя школьный психолог, поскольку должности профориентолога, как таковой, пока не существует.

Кому нужна профориентация?

Только ли школьникам? Нет, конечно. Профориентация хороша не только на ранних этапах становления личности, но и тогда, когда человек испытывает профессиональное выгорание, находится в поиске своего предназначения. А это уже, как правило, происходит позднее, в возрасте 25-40 лет.

Но работа с подростками, конечно, в приоритете. Почему? Потому что взрослый человек в состоянии помочь себе самостоятельно, он больше знает о различных видах деятельности, разбирается в источниках информации. Дети нуждаются в целенаправленной помощи специалистов.

Зачастую, поступая в вуз или средне-специальное учебное заведение, молодой человек даже не имеет представления о тонкостях избранной профессии. Это настоящая проблема особенно актуальна для современных школьников.

Фото взято на yandex.ru
Фото взято на yandex.ru

В былые времена у учащихся 9-11 классов была возможность раз в неделю посещать УПК (учебно-производственные комбинаты), где давалась первичная подготовка по той или иной специальности.

Я сама, например, успешно освоила в свое время профессию секретаря-машиниста. А мои одноклассники учились на курсах бухгалтеров, менеджеров, автослесарей. Последние, кстати, даже имели доступ к водительских курсам и на практике водили грузовик. А после обучения смогли сдать экзамен в ГИБДД и в 18 лет получить водительское удостоверение.

Фото взято на yandex.ru
Фото взято на yandex.ru

Сейчас этого нет в школе. А УПК заменяют обычные уроки технологии по расписанию. Вполне понятно, что профессиональной подготовки эти уроки не дают. Более того, часто это просто пустая трата времени.

Выбор специальности для школьников осложняется тем, что они просто не знают, какие можно использовать тесты для определения способностей, где можно получить информацию о профессиях. В лучшем случае, они воспользуются интернетом, где тоже можно встретить противоречивую информацию. Плюс наседают родители, близкие, учителя, друзья со своими советами и нравоучениями. По итогу ребенок достаточно часто делает неправильный выбор.

Зачем проводить профориентацию?

Целенаправленная работа позволяет выяснить сильные и слабые стороны личности, спрогнозировать изменения в дальнейших интересах и потребностях. Кроме того, можно узнать больше о различных видах профессий и специализаций. Ведь только медики, например, сталкиваются с выбором специализации в институте и не могут выбрать, кем стать: стоматологом или педиатром, хирургом или офтальмологом, и т.д. Таково же деление во многих профессиях.

Фото взято на yandex.ru
Фото взято на yandex.ru

Взрослому человеку профориентация позволит быстрее и с минимальными потерями найти свое дело, которое будет приносить и доход, и внутреннее удовлетворение.

Если статья была вам полезна, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал и следите за новыми публикациями.