В комментариях к моей статье пользователь Хомяк напомнил про "правило одной сигмы". Нужно оно, чтоб объяснить, как считать статистику неспециалистам.
Смысл этого правила в том, что во всех случайных вещах есть 15% никуда не годных вещей, 70% так себе, и ещё 15% - вообще супер.
Но во всех управляемых процессах статистика не работает: если я буду аккуратно выкладывать монеты, я могу получить 100% орлов (а не 50%, как мы учили в школе).
Сейчас я поясню на примере.
Вот давайте возьмём профессионального снайпера, дадим ему СВД¹, попросим расстрелять мишень на средней дистанции. Процесс стрельбы - эталон нормального распределения. Уверен, распределение попаданий будет как в учебнике математики.
А теперь возьмём меня, дилетанта со зрением -6, который в жизни боевое оружие в руках держал один раз на уроке НВП кучу лет назад, дадим мне какой-нибудь АПС², и поставим на тот же огневой рубеж. Распределение попаданий... тоже будет нормальным, как у снайпера!
Но в чём разница: если у снайпера 15% будет "в яблочко", то у дилетанта в эти верхние 15% придётся записывать уже те выстрелы, которые хотя бы были в нужную сторону.
Любой социальный процесс управляемый. Образование - тоже. Если у доски будет стоять "правильный" учитель, то у него будет кучный и высокий результат. Если дилетант, то размытый и низкий.
И управлять образованием можно именно так - выбирать тех, кто хорошо будет учить, выдавать им хорошие средства (снайпер с СВД) для повышения уровня, или выбирать других, не давая им средств (дилетант с АПС).
Вопрос кадров в образовании очень жёстко стоит сейчас. Об этом уже говорят вслух: учителя некомпетентны.
А теперь посмотрите на распределение первичных баллов в ЕГЭ по математике.
Тут как раз выделены цветом эти 15-70-15% учеников. В "верхние" 15% пришлось записать тех, кто всего 2/3 заданий смогли сделать.
Кто всё-таки управляет нашим образованием? Вот все ругают "правительство" и Министерство, за то, что они неправильно управляют образованием. Но на мой взгляд ситуация слегка сложнее.
Есть как минимум две крупные противоборствующие силы: те, кто стремится наше образование разрушить, тянет его на дно, и те, кто вытягивают наверх. С дивана, конечно, виднее, но распределение этих сил в "правительстве" очень неоднозначно.
Чат для обсуждения проблем образования
По теме: Анзор Музаев назвал многих учителей некомпетентными. Перевод высказывания
¹) СВД - Снайперская винтовка Драгунова
²) АПС - Автоматический пистолет Стечкина