Почему не все люди хотят развития, духовности, самопознания? «Как можно ограниваться одними посиделками с детьми и мужем дома?» - воскликнет успешная в работе женщина, постоянно посещающая марафоны по прокачке личности. А та самая женщина с детьми скажет ей в ответ – «Ничего ты не понимаешь! Семьи и муж самое главное, а марафоны эти – просто чтобы деньги стрясти с людей!»
И знаете, обе в своем понимании будут правы!
От чего зависит, какие ценности сложатся у человека?
Конечно же, от детского опыта и семьи. Если ребенок рос в семье, где кроме готовки, стирки и уборки больше ничего не было, ему прививалось, что именно такова жизнь, а всякое желание чего-то другого отбивалось (например, не поддерживались творческие увлечения ребенка, над ним посмеивались, когда он зачитывался книгами), то вырастет человек, ценности которого будут довольно просты.
Все зависит и от психики ребенка – слабая - он будет покоряться решениям родителей, слушать их советы, и уже во взрослом возрасте предложения «прокачать свое сознание» будет для него звучать угрожающе, однако если она была сильная, то ребенок мог бунтовать и отстаивать свои интересы, сохранив их далее.
Дифференцировка ценности происходит с детьми дважды:
-в 5-8 лет.
Если активность ребенка поддерживается близкими, то он продолжает развитие по всем направлениям личности (становясь «универсалом»):
- с позиции системы отношений (эмоционально, что нравится, что не нравится),
- познания (желание дойти до сути вещей)
- и деятельности (сделать-получить результат).
В ином случае, если семья более бытовая или более эмоциональная, ребенок становится с «выраженной доминантой» - отношения (эмоции), познания (мышление), деятельность (реализация целей).
- в 12-14 лет.
«Выраженная доминанта» в этом возрасте лишь усиливается, а «универсалы» могут перейти в выраженную доминанту или остаются универсалом.
Пускай мы росли, как росли, но при желании все можно изменить!
Расскажите, а какие ценности у вас сейчас? В какой семье росли вы?