Некоторое время своей профессиональной деятельности я провела в журналистике, потом в PR, а сейчас в образовании в области переговоров. Понимание того, как работает «невербалика» или «язык тела» может многое рассказать о том, что представляет из себя герой того или иного сюжета, о чем говорить не хочет и что скрывает. Тело человека обладает огромным диапазоном передачи информации. Мы можем не произносить ни слова, но наше тело дает мощнейший сигнал - что мы думаем, чувствуем и как реагируем на собеседника, даже если пытаемся скрыть эмоции.
В этой статье мы рассмотрим самую ожидаемую за последнее время встречу лидеров двух стран – Путина и Байдена, и дадим попытку интерпретации невербальных сигналов президентов. Разбор этой встречи вызвал у меня интерес еще по одной причине – это первая за последние много лет встреча, на которую не только не опоздал российский лидер, но даже приехал раньше своего визави.
Сложно представить куда более худших отношений стран, чем сегодня есть между США и Россией. Дипломатические отношения пробили настоящее дно со времен холодной войны, а может быть, стали еще хуже – США и Россия отозвали своих послов, а Россия внесла США в официальный список «недружественных государств». И тем интереснее создается контекст встречи двух лидеров. Не будем тянуть, приступим к разбору.
О чем говорит место проведения переговоров?
Те, кто знаком с теорией ведения переговоров знают, что выбор места для встречи может определять ее успех. Выбор Женевы как пространства для диалога очень символичный и восходит к временам холодной войны. Именно в Женеве 35 лет назад, в 1985 году состоялась встреча Рональда Рейгана и Михаила Горбачева по вопросу ядерного разоружения. Эта встреча стала первым шагом двух стран к окончанию «холодной войны».
Предметом переговоров в этот раз стали вопросы контроля кибербезопасности (США связывает хакерские атаки в свой адрес с Россией), российско-американские отношения, права человека и международная (по мнению контр-лидеров спорная) политика в отношении ряда стран.
О чем говорит «язык тела»?
Эта встреча была насколько тонко и тщательно спланирована, что анализ эмоций, жестов и других невербальных сигналов представляет особый интерес. Запланированную ранее пресс-конференцию организаторы отменили, по словам Байдена, чтобы не давать журналистам повода разбирать их встречу (сколько было бы материала!), поэтому мы посмотрим на артефакты только кулуарной беседы, которая состоялась в уютной библиотеке (помните о важности выбора места для переговоров).
Сцена 1.
Президенты встречают друг друга на ступенях Виллы ла Гранж традиционным и уже непривычным для пандемийного времени рукопожатием (очевидно, заранее согласовав), тем самым демонстрируют прессе равную власть двух лидеров. И с этого момента мы начинаем замечать не только сценарно отработанные действия двух протоколов, а живые эмоции, которые на этой встрече сложно скрыть даже двум опытным политикам.
Обратите внимание на рукопожатие Байдена – напряжение большого пальца, а также выражение лица – он явно слишком старается, чтобы казаться приветливым.
Сцена 2.
После небольшого ожидания лидеры проходят в библиотеку, где следующие несколько часов будут проходить переговоры. За улыбкой Байдена и отвлечённым взглядом Путина мы видим у героев спущенные уголки их губ, напряженные челюсти и попытку сделать покерное выражение лица - все это сильно выдает дикое напряжение встречи.
Сцена 3.
То ли опыт работы в КГБ, то ли много лет в политике, но российский лидер, как мы знаем, отлично скрывает свои эмоции. Но в этом конкурсе двоих за лучший покер-фейс приз все-таки достается Байдену – он играет эту игру блестяще. Что видим у Путина – откинувшись на спинку стула, он пытается расслабить правую руку, при этом замечаем напряжение левой руки - все это триггеры пассивно-агрессивной позиции, т е готовность действовать при необходимости.
Сцена 4.
Финальная сцена встречи. Байден и Путин машут журналистам рядом с президентом Швейцарии Гаем Пармелином. У Байдена - широкая рука, напряженные уголки губ и напряженный взгляд, все это индикаторы того, что он слишком старается быть открытым. У Путина – его рука менее открыта, он опускает плечо и пытается даже как-то искренне улыбнуться.
Эта встреча – пример очень тонкой спланированной хореографии. Но как и в любом, даже тщательно спланированном танце, эмоции два раза не повторить, это ситуативный феномен, зависящий от множества факторов - атмосфера в моменте, невербальные сигналы другой стороны и ее реакция.
Какие выводы можно сделать, проанализировав несколько сцен этой встречи?
Об установлении доверительных отношений или дружбы между лидерами стран в ближайшее время речи не идет. Слишком много разногласий (чего только стоят взаимные обвинения и комментарии, которые прозвучали в марте). Эта встреча – скорее первая попытка не допустить дальнейшей эскалации конфликта. Невербальные сигналы показывают - слишком сильное напряжение присутствует между сторонами.
Осторожные сигналы открытости и приветствия дают позитивную надежду, что стороны не пытаются балансировать на грани войны, что открывает возможности для поиска компромиссов по ряду вопросов и достижения договоренностей.
Автор: Юлия Данчина, Исполнительный директор Центра переговоров и сетевых организаций бизнес-школы СКОЛКОВО