Продолжаю рассказывать об удивительных находках в ангарах и закромах площадки "Военфильм" под Медынью, куда я попал почти совершенно случайно.
Есть там один любопытный ангар, но попасть туда удается не всем. В этом ангаре находятся интереснейшие и редкие легкие многоцелевые самолеты Як-112 и Як-58, созданные уже после распада СССР в начале 1990-х годов.
ОКБ Яковлева было хорошо известно своими военными самолетами и гражданскими лайнерами, некоторые вспомнят и "спортсменов" для высшего пилотажа - Як-52 и Як-55.
Но про легкомоторную авиацию общего назначения слышал мало кто у нас. Да и какая там легкомоторная авиация в СССР, когда повсюду был "железный" занавес и самолетами владело только государство?
Самолеты эти уникальные тем, что их можно назвать нашим ответом американским "цесснам" и сейчас расскажу почему.
Шестиместный Як-58 уникальный самолет с двухбалочной схемой,цельнометаллическим фюзеляжем и высокорасположенному стабилизатору. Первый полет он совершил в 1993 году, а на МАКСе его представили широкой публике в 1997 году.
На самолет планировали устанавливать отечественный двигатель М-14ПТ с мощностью 360 л.с. вместе с американской авионикой Allied Signal.
Кабина у самолета была не герметичная с остеклением из оргстекла. Позади пилота устанавливали комфортный диван для пассажиров.
К концу 1990-х ОКБ Яковлева успело заложить около 20 таких самолетов.
И если посмотреть на конкурентов, то наш Як-58 вполне бы мог тягаться с шестиместной Cessna 206.
Но увы, до выпуска дошло всего несколько образцов самолета и два из них оказались в разукомплектованном состоянии в музее Задорожного.
Заглядываю в дальний угол ангара и что я там вижу? Какие-то знакомые очертания силуэта Як-12. Но нет, это не "старичок" середины 1940-х, а три самолета Як-112.
Ещё одно не "спортивное" творение ОКБ Яковлева позднесоветского периода. Самолет начали проектировать еще в конце 80-х годов, но первый экземпляр совершил свой полёт в 1992 году, а на МАКСе Як-112 показали только в 1997 году.
Этот самолет изначально строился с расчётом на конкуренцию с западными аналогами.
На Як-112 изначально планировалось устанавливать 260 - сильный агрегат Lycoming или Continental вкупе с авионикой «Бендикс Кинг», той самой которую устанавливали на американские "Цессны".
На самом деле этот самолет был больше похож на "иномарку", чем на отечественный летальный аппарат. Более 90% оборудования было импортного и только наш планер.
Получился очень неплохой самолет с просторной кабиной и отличными техническими характеристиками: один пилот и полезная нагрузка - 3 пассажира, крейсерская скорость 230 км/ч, а дальность полета 2000км.
Недостаток только один - неконкурентноспособная цена этого маленького самолета. За прошедшие годы было выпущено всего шесть самолетов и три из них оказались в этом ангаре.
При том, что американских "цессн" было выпущено тысячи и тысячи.
Проектировать умеем, опытные образцы производить тоже умеем. Но не умеем организовать серийное производство очень хороших самолетов. Это не только бич легкомоторной авиации. Та же самая проблема нас постигла и в гражданской авиацией с SSJ-100 и грозит МС-21.
Нет отлаженного процесса производства, выстроенного послепродажного технического обслуживания и выстроенной логистики поставки запчастей.
Самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!