Единственная в России шведская крепость бастионного типа, напоминающая о многолетнем российско-шведском противостоянии, находится в Приозерске на одном из островов посреди реки Вуоксы. Это крепость Корела, в которой ныне расположен историко-краеведческий музей.
Время возникновения первого поселения здесь, в устье Вуоксы у северо-западного берега Ладоги, доподлинно неизвестно. Но существует предание, что именно здесь в конце IX века умер князь Рюрик, о чем свидетельствует памятный камень, установленный в 2004 году. Конечно, люди здесь селились издавна, но первые документальные записи относятся к 1295 году, когда новгородцы начали строить здесь деревянный детинец – форпост обороны республики от шведских рыцарей. Но он простоял всего полвека и сгорел, зато при возведение новых сооружений появилась уже и каменная постройка. Но история крепости на этом только начиналась – в течение последующих лет она много раз переходила из рук в руки.
В ходе Ливонской войны крепостью овладели шведы, но после следующей русско-шведской войны Корела вместе с другими землями, потерянными после Ливонской войны, по договору вернулась под флаг России. Однако уже в начале XVII века царь Василий Шуйский отдал крепость обратно шведам. Местное население, правда, воспротивилось такому предательству, но народное ополчение не смогло долго противостоять шведской армии, и с 1611 года почти на сто лет крепость стала Кексгольмом (от швед. Kexholm — «кукушкин остров»). Часть сооружений была построена еще во время шведского владения в конце XVI века – Круглая воротная башня, единственная из ныне существующих в крепости башен, Старый Арсенал, Пороховой погреб, бастионы и ворота. Позже шведы и далее укрепляли и достраивали крепость, но это не помогло им во время Северной войны – в 1711 году после более чем двухмесячной осады она была захвачена петровскими войсками. И снова крепость на столетие стала важным пограничным оплотом, теперь уже русским.
А после русско-шведской войны в начале XVIII века она потеряла свой фортификационный статус. Финляндия была присоединена к России, и рубежное положение Корелы кануло в лету. В принципе, уже после победы России в Северной Войне военное значение Корелы сошло практически на нет, поэтому некоторые помещения в ней были переоборудованы в тюремные казематы. В основном здесь содержались в заключении политические узники - император Иоанн VI Антонович, семья Емельяна Пугачева, некоторые декабристы и другие опасные для государства личности.
Известная и загадочная история связана с так называемым «Безымянным» заключенным, который прибыл сюда по приказу Екатерины II. Во время ее царствования и в годы правления Павла I он содержался в Пороховом погребе - более 30 лет. Освобожден он был по приказу Александра I с условием никогда не покидать крепости и назначением ему государственного содержания. Весь срок заключенный содержался в обстановке строгой секретности, в документах был обозначен как «безымянный», и даже освободившись, полуслепой старик никому не открыл своего настоящего имени. По одной из версий этим безымянным узником был переводчик Коллегии иностранных дел Иван Пакарин, внешне похожий на Екатерину II и выдававший себя за сына Екатерины II и графа Никиты Панина. В другом варианте он выдавал себя за жениха вымышленной дочери Екатерины II.
С конца XIX века и до 1917 года в этом провинциальном городке Великого княжества Финляндского разместили приют для душевнобольных, для чего даже было построено специальное здание. А после того, как Финляндия стала независимым государством, в крепости квартировали финские военные. Город стал называться Кякисалми (от фин. Käkisalmi - «кукушкин пролив»). Предположительно, это и было историческим наименованием первого поселения здесь, которое шведы позже поменяли на Кексгольм. Финны активно развивали этот край – строили лесоперерабатывающие заводы и железную дорогу, в центре города появилась лютеранская кирха. Но «зимняя война» опять привела к чехарде с принадлежностью города: весной 1940 года он вошел в состав СССР, но уже в следующем году в начале Второй мировой войны финские войска вновь захватили его – до 1944 года, когда советская армия заняла город, теперь уже навсегда.
В 1948 году город получил свое нынешнее имя – Приозерск. Тогда же в крепости начались археологические раскопки, а в 1962 году, после реставрационных работ, открылся историко-краеведческий музей.
Сегодня краеведческая экспозиция находится в Новом Арсенале, построенном в 1776 году. В музее собрана уникальная коллекция оружия – от примитивных каменных топоров времен палеолита до изделий XVIII века, в том числе предметы из тайника, обнаруженного местным жителем в 1960-ые годы. Также здесь представлены образцы советского и финского вооружения и обмундирования времен Второй мировой войны экспозиций. Соответственно, музейное собрание имеет тематические разделы – история Северной Войны, советско-финской компании и Великой Отечественной войны. Кроме оружия, здесь выставлены картины, боевые награды, письма с фронта и другие предметы военного времени. Примечателен двурогий якорь с затонувшего во время Выборгского морского сражения шведского корабля, а в Круглой башне хранятся Петровские ворота, к створкам которых по приказу Петра I прибиты расплющенные шведские кирасы, взятые в качестве трофеев во время освобождения Кексгольма.
Каждый год в крепости проходят различные фестивали, ярмарки и мероприятия по реконструкции исторических событий. Множество людей собирается здесь на празднование начала лета – кельтского Белтейна (в мае) с живой музыкой, песнями и танцами. Во время фестивалей «Русская крепость» и «Гарнизон Кексгольма» главными действующими лицами являются реконструкторы из различных клубов.
Интересно посмотреть на рыцарские поединки, показательный штурм крепости и бои между русскими и шведскими солдатами.