Продолжение. Начало смотри здесь
Заходим в озеро Гатун и вода сразу меняет цвет – проводятся работы по углублению дна, дноуглубительное судно стоит здесь же и пульпа по грунтопроводу отводится на сторону. Грязная вода после этого распространяется на километры.
В некоторых местах вода становилась неприлично желтая
Мы находимся в северном полушарии и, следовательно, здесь середина весны. Даже в тропиках весной некоторые деревья зеленые, а другие продолжают стоят без листьев
Другие – все в цветах
Места просто сказочные:
«Летят самолеты – привет мальчишу!» Интересно, какому?
Вот она - та самая трансконтинентальная железная дорога и на ней до сих пор идет своя жизнь
В 1881 году дорогу купила французская компания и наличие железной дороги стало ключевым фактором для выбора места для строительства канала.
Когда в 1904 году дорога вернулась к американцам, то кроме путей, она имела 35 локомотивов, 30 пассажирских и 900 грузовых вагонов.
Считается, что при строительстве железной дороги погибло от 5 до 10 тысяч человек, хотя руководство Панамской железной дороги не вела официального подсчета.
На строительстве было много рабочих из Колумбии, Китая и Карибских островов, которые были без паспортов и нигде не учитывались.
Такие неучтенные тела были большим благом для Панамской железнодорожной компании, которая поставляла трупы (засоленные в бочках) за деньги в медицинские учреждения. Медицинским школам и университетам США и другим странам были нужны трупы, чтобы обучать студентов и врачей. Произведенный доход был достаточен, чтобы поддержать собственную больницу компании.
Еще субтропики. Пейзажи не спешно двигаются мимо тебя. На палубе уже совсем никого нет кроме меня и пару таких же чокнутых фотографов.
Французы начали строить канал в 1879 году. В то время внимание США привлекал никарагуанский вариант (обе страны в то время были единой страной – Новой Гранадой со столицей в Боготе).
Но французы допустили тактическую ошибку – вначале они рассчитывали построить канал без шлюзов, потому что объем выработки земли был огромен. Потом ошибка была признана и был разработан новый проект канала со шлюзами. Стоимость канала возросла до 331 миллионов долларов. Но собрано было через акции только 200 миллионов. За помощью французы обратились к России, но было поздно – США положило глаз на этот проект.
В 1901 году Соединённые Штаты заключили с Великобританией договор Хея — Паунсфота, согласно которому Штаты получили исключительное право на сооружение данного канала без участия Великобритании (каналом еще владеют французы, но пирог начинают делить!).
В декабре 1901 года французская Новая (это ее название) компания, созданная на месте разорившейся, продала акции Панамского канала североамериканцам. Париж просил за акции 109 миллионов долларов, но получил лишь 40 миллионов. Мудрый президент США Теодор Рузвельт понимал, что, как говорится, «никуда они не денутся».
Тогдашнее правительство Колумбии не только не возражало против этой сделки, но и разрешило французам передать США все дела и полномочия. И уже грузились на платформы землеройные машины, вагонетки и отбойные молотки, как грянул скандал: очнувшийся колумбийский парламент вдруг запротестовал: в августе 1903 года его депутаты выступили с заявлением, где расценили франко-американскую сделку как "нанесение ущерба суверенитету Колумбии". Тут же парировал посол США в Боготе: "Если договор не будет ратифицирован, Конгресс Соединенных Штатов вынужден будет предпринять меры, о которых пожалеют все друзья Колумбии".
Но "друзья Колумбии" и колумбийская элита продолжали упорствовать, рассчитывая на будущие барыши в виде взяток и участия в супербизнесе, но вскоре горько пожалели о своем упорстве. США выделили средства не колумбийским депутатам и министрам правительства Боготы, а дождавшимся своего часа панамским сепаратистам.
2 ноября 1903 года США направили к Панамскому перешейку военные корабли, на фоне которых, а точнее – при их демонстративной поддержке - поднялось антиколумбийское восстание. А вскоре у побережья Панамы появилась канонерская лодка "Нэшвилл", высадившая десант морской пехоты США.
Тогда и была провозглашена независимости Панамы от Колумбии. Посланные официальной Боготой для подавления восстания колумбийские войска были задержаны американской администрацией железной дороги у города Колона, а затем блокированы десантными частями США.
6 ноября 1903 года правительство президента Т. Рузвельта признало независимость Панамы, и уже через десять дней начал работу посол Панамы в США француз Бюно-Варилья.
Он же подписал договор между США и Панамой, гарантирующий предоставление Панамой США экстерриториальной зоны для строительства Панамского канала за несколько часов до прибытия официальной делегации Панамы.
По этому договору Панама передала в вечное пользование США зону шириной 16, 1 км для постройки и эксплуатации межокеанского канала, а также предоставила США право возводить там укрепления, содержать войска и осуществлять власть, "как если бы они были сувереном" этой территории.
Слава богу, вода стала приобретать нормальный оттенок
А то и слишком зеленый цвет
И теперь последние шлюзы Гатун (Gatun Locks), где нас опускают на 26 метров.
Перед нами в шлюз втискивается громадный контейнеровоз
Для надежности все шлюзовые ворота продублированы. Вот смотрите, как они закрываются:
Вода начинает уходить из шлюза и корабль, на глазах, уходит «под воду».
А мы заходим в шлюз с другим кораблем. Судя по осадке, он совсем пустой.
Вот он, в окружении мулов.
Работяги тянут его вперед
Здание управления движением
Мул ныряет вниз
И какое-то время мы находимся выше всех.
Начинаем опускаться
И переходим на ступень ниже
Я обратил внимание, что на шоссе все машины стоят и чего-то ждут.
Как и у нас, водители пытаются играть в игру «самый хитрый»
Из шлюза выпускают воду
Ворота открываются, и мы в Атлантическом океане!
Каким же громадным выглядит корабль вблизи!
Ладно, у работяг закончилась смена и они идут домой.
Меня интересовало, чего ждали машины!
Выходя из шлюза, я заметил поворотный мост.
И продолжение дороги на другом берегу
Вот так это выглядело на параллельном шлюзе
Пришлось бежать на корму, чтобы разобраться. Закрываются ворота шлюза и одновременно разворачивается автомобильный мост
И вот уже, пока не отрыли параллельный шлюз, по мосту помчались машины тех, кто понахальней
Ну, наверное, он имеет право на отдых. Да и вид хороший - на океан и проходящие суда.
Пора и мне – мы шли почти 8 часов – то есть я полный рабочий день бегал по всем палубам. А вы говорите, что круизный отдых спокойный 😊
Позади нас остался шлюз и толпа мулов (и железным зверям нужен отдых).
Я благодарю всех, кто дочитал эту публикацию до конца.
Разбивать ее на три части мне не хотелось, хотя бы для статистики Дзена это было бы гораздо лучше.
Сокращать публикацию я не хотел тоже.
Панамский канал - великолепное инженерное сооружение со множеством очень интересных решений. Обычно думают - ну канал и канал, что тут хитрого. Мне хотелось показать его особенности, которые я заметил.
С уважением, ко всем читавшим,
ххх
Фотографии из моего архива, 2015 год.
Спасибо тем, кто ставит лайки и пишет комментарии - я знаю, что работал не зря.
Если подпишетесь, то Вы всегда будете в курсе новых публикаций!
Если есть чем поделиться, пишите в комментариях, обязательно отвечу.