Скоро исполнится 10 лет, как жители Рязани задыхаются от вредных выбросов промышленных предприятий, расположенных в черте городского округа. Ухудшение качества воздуха в этом году признал даже Роспотребнадзор в своем докладе о санитарно-гигиеническом благополучии. К тем же выводам приводит анализ медицинской статистики, в том числе показатели заболеваемости раком.
И все же ситуация медленно меняется к лучшему благодаря активности горожан. Более 7 тысяч человек объединились в группу «Дышим чистым», каждый месяц им удается собирать сотни тысяч рублей на оплату аренды народных газоанализаторов. Эти устройства ежедневно фиксируют превышения в воздухе предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК), иногда в сотни раз. Надзорным ведомствам приходится принимать меры, и выбросов на предприятиях становится меньше.
«Запах тухлых яиц и металлической привкус на языке»
– Массовые жалобы на зловонные выбросы стали поступать в 2012 году, – вспоминает главный редактор рязанского новостного сайта «Вид сбоку» Константин Смирнов. – Сначала выбросы были, как правило, ночью. Характерный запах тухлых яиц оставлял ощутимый металлический привкус на языке.
Прежде всего от выбросов страдал микрорайон Дашково-Песочня и прилегающая к нему часть Рязанского района, в частности, поселок Турлатово. Со временем «ароматы» стали разнообразнее, изменилось и время выбросов: теперь они происходили не только по ночам, но и днем. Существенно расширился ареал, вонь доходила уже до всех городских районов. Но сильнее всего по-прежнему пахло на юге и востоке, где расположены промышленные гиганты – Рязанский нефтеперерабатывающий завод (РНПК) и завод «Техно», производящий базальтовую теплоизоляцию.
В разное время практически все государственные органы Рязанской области признавали, что виновник выбросов – РНПК: и бывший губернатор, и действующий глава региона, и природоохранная прокуратура, и суды, и Роспотребнадзор – все, кто так или иначе связан со сферой экологии, – вспоминает Константин Смирнов.
– Происходило обычно так: сильные выбросы, народ начинает высказывать недовольство, чиновникам молчать уже нельзя, и они подтверждают, что выброс был с РНПК, но сам завод при этом ничего не комментирует. Позиция власти – что там устаревшие очистные сооружения, их надо починить, и якобы нефтезавод даже проинформировал правительство о соответствующих планах. Но на деле ничего не меняется, – говорит журналист.
Митинг в Рязани в октябре 2020 года.
Государственный доклад: выбросы есть, но мало
В своем ежегодном докладе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения области, опубликованном в Интернете 18 мая, региональное управление Роспотребнадзора официально признало ухудшение качества воздуха в Рязани в 2020 году.
За прошлый год ведомство исследовало 8 834 пробы атмосферного воздуха в городе. Даже при том, что это в полтора раза меньше, чем годом ранее (13 419), проб с превышением ПДК оказалось в два раза больше – 30 (0,34%) против 21 (0,16%) в 2019 году. Причем в 2020 году впервые за пять лет были выявлены пробы с превышением 5 ПДК.
Государственная служба мониторинга.
Роспотребнадзор исследовал пробы на содержание окислов азота, формальдегида, гидроксибензола, диоксида серы, оксида углерода, взвешенных веществ, дигидросульфида, аммиака, углеводородов, сероуглерода и свинца. В докладе, однако, не сказано, по каким именно веществам были превышены ПДК в Рязани.
Основными загрязнителями воздушного бассейна области Роспотребнадзор называет восемь предприятий, половина из которых расположена в границах столицы региона. Это уже упоминавшиеся РНПК и «Техно» и два предприятия топливно-энергетического комплекса: Ново-Рязанская ТЭЦ и «Рязанская региональная генерация».
На то, что официальные цифры выбросов могут быть занижены, косвенно указывают данные о заболеваемости онкологией из того же доклада Роспотребнадзора. Так, в 2018 году (более поздних данных ведомство не приводит) по уровню заболеваемости населения злокачественными новообразованиями Рязанская область занимала четвертое место среди субъектов РФ и первое место в Центральном федеральном округе.
В 2018 году на 100 тыс. населения в стране приходилось 425,5 больных раком, а в Рязанской области – 526,5 граждан. В 2019 году этот показатель в регионе опустился до 525,9, однако в абсолютных числах вырос почти на 2 тысячи – 36 791 против 34 852 человек.
Злокачественные опухоли органов дыхания стали одной из трех самых распространенных онкологий в регионе (8,3% всех случаев).
Народные газоанализаторы бьют тревогу
Александр Суфранович демонстрирует работу народного газоанализатора.
В начале 2021 года общественная организация «Дышим чистым» взяла в аренду два газоанализатора, способных фиксировать шесть вредных веществ: формальдегид, акролеин, фенол, сероводород, диоксид азота и диоксид серы.
Первое устройство установили в поселке Мирный, входящем в состав Рязани, рядом с промзоной. Этот пост за три месяца работы (с 1 февраля до 6 мая, когда его отключили на плановое обслуживание) фиксировал превышения ПДК 86 раз. Так, только 10 апреля выбросы диоксида серы были около 3 ПДК, формальдегида – 23 ПДК, сероводорода – 78 ПДК, а акролеина – 158 ПДК.
Акролеин – это отравляющее вещество, которое раздражает слизистые оболочки глаз и вызывает неудержимое слезотечение. В конце марта газоанализаторы в Мирном зафиксировали абсолютно рекордный выброс этого загрязнителя: 25 марта – 557 ПДК, 26-го – 975 ПДК, 27-го – 688 ПДК.
Второй датчик поставили на улице Зубковой, в самом большом спальном районе Рязани – Дашково-Песочня. С 1 февраля по 26 мая пост зафиксировал 104 превышения ПДК. Самые сильные выбросы формальдегида были отмечены 25 мая (262 ПДК) и 14 апреля (162 ПДК); сероводорода – 9 и 10 апреля (30 и 59 ПДК соответственно); акролеина – 23 марта (11 ПДК), 2 февраля и 10 апреля (по 6 ПДК).
Несмотря на эти шокирующие цифры, руководитель движения «Дышим чистым» Александр Суфранович отмечает, что за месяцы работы газоанализаторов воздух в городе стал заметно лучше.
– Сейчас действительно нарушений стало меньше. Но когда мы их только поставили, то превышения были каждый раз, когда дул южный или юго-восточный ветер, оттуда, где расположены РНПК и завод «Техно». Потом прокуратура работала, работал Роспотребнадзор, предприятия стали вести себя скромнее. В мае многие заметили, что, несмотря на кратковременные выбросы по ночам, уже хотя бы днем можно от них отдохнуть. В городе запахло деревьями, – радуется Суфранович.
Датчики активистов мотивировали надзорные органы проводить свои собственные внеплановые проверки предприятий и заставлять их владельцев устранять нарушения.
Большой вклад в борьбу за чистоту воздуха вносят сами жители Рязани, которые, по словам Суфрановича, стали гораздо более активными. «Люди сами фиксируют нарушения и постоянно звонят в государственные инстанции с жалобами. Если раньше они терпели, то теперь терпеть никто не хочет, люди требует соблюдения своих прав», – говорит активист.
Суфранович не верит в официальные данные из доклада Роспотребнадзора. Десятые доли процента проб с превышением ПДК, по его мнению, не отражают реального состояния качества воздуха.
– Весь вопрос, где брать пробы, каким прибором делать это и в какое время суток. Если мы будем брать их, когда ветер дует с севера, тогда воздух будет действительно чистый, потому что все промышленные предприятия находятся на юге и на востоке города. Пробы, взятые днем, будут лучше ночных и так далее, – размышляет активист.
Не датчиком единым
Мониторинг показаний газоанализатора – не единственное оружие борьбы с выбросами в арсенале общественников из «Дышим чистым». 12 мая московский кассационный суд удовлетворил их иск к управлению Росприроднадзора, признав право горожан на доступ к информации о работе пяти промышленных предприятий Рязани I и II класса опасности (чрезвычайно высокой и просто высокой).
В список экологов вошел тот самый завод «Техно», завод «Гардиан Стекло» (производство стекла), «Сплав» (комбинат по переработке вторичных ресурсов), «СФАТ-Рязань» (вагоноремонтный завод) и «РОСА-1» (предприятие по переработке отходов смазочных материалов).
Активистов интересовала документация на виды деятельности, расчеты нормативов допустимых выбросов, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, параметры санитарно-защитных зон и договоры с лицензированными предприятиями на утилизацию отходов.
Александр Суфранович намерен проверить эти документы на предмет их соответствия законодательству. Он объясняет, что причин вредных выбросов с предприятий всего три. Это, во-первых, аварийные ситуации, когда ломается оборудование. Во-вторых, умышленный выброс, когда предприятие увеличивает количество выпускаемой продукции. А в-третьих, то, что выданные разрешения на увеличение выброса заведомо завышены. Именно последнюю причину можно доказать, если добиться от Росприроднадзора запрошенных документов.
Суфранович с оптимизмом смотрит в будущее. Он убежден, что общественный контроль и проверки надзорных органов, которые не могут игнорировать сигналы о нарушениях, со временем вынудят предприятия измениться, поскольку такое внимание общества и государства окажется им просто не по карману.
– Если предприятия хотят постоянно жить в режиме проверок – пусть попытаются. Когда-нибудь им это станет невыгодно. В любом случае им придется переходить на новые технологии и устранять поломки оборудования, которые чаще всего приводят к выбросам. Это двусторонний процесс: одни должны контролировать, другие модернизировать, – заключает Суфранович.
Материал подготовлен порталом Ecowiki.ru
Принимай участие в новой волне цифрового квеста «Миссия «Ноль отходов. Живая Волга».