Информационная система должна соответствовать уровню компании, чтобы оптимальным образом выполнять свои задачи и способствовать росту и развитию предприятия. Как не ошибиться с выбором информационной системы и можно ли серьёзной компании работать на базе «1С», выясним в этой статье.
Попробуем классифицировать требования к информационным системам в зависимости от уровня рыночной зрелости компаний.
Первая стадия зрелости. Молодая компания экономит средства, ищет своё место на рынке. Оттачивает процессы путём моделирования и экспериментирования. Информационная система для такой компании должна быть дешёвой в приобретении и обслуживании.
Вторая стадия. Со временем компания находит место на рынке, часть процессов отработаны и стабильны, появляется вкус к прибыли и успеху. Стоимость системы и её обслуживания начинает отходить на второй план, при этом существенно возрастают требования к функциональности, полноте автоматизации, быстродействию и стабильности работы. Также остаётся потребность в постоянном изменении функционала — появляются новые идеи, идёт тонкая настройка процессов.
Третья стадия. Компания уверенно стоит на ногах, рынок её давно принял, обороты растут, но хочется большего. Стоимость обслуживания системы мало кого волнует, зато объём данных, число операций в единицу времени, количество пользователей так возрастают, что написанные «на коленке» информационные системы, а также процессы их разработки никуда не годятся — ни по производительности, ни по качеству сервиса. Взгляд руководства поворачивается в сторону крупных мировых брендов: Microsoft, SAP, Oracle и т. д.
Четвёртая стадия. Первые три стадии за 28 лет развития Корпорация уже прошагала, и ТЕХНОНИКОЛЬ вплотную подступила к четвёртой. Её основные тренды в развитии информационных систем:
- упрощение, удобство работы пользователей и клиентов;
- гибкость и возможность подстроиться под новые реалии;
- масштабируемость — всплески роста или падения спроса на продукцию неизбежны, и менеджменту надо реагировать на них оперативно, а лучше — опережающе;
- всеобщая и глобальная мобильность — новое поколение работников ориентировано на смартфоны и планшеты;
- коммуникативность — возможность быстро интегрироваться с системами партнёров, подрядчиков и клиентов.
Трудно выигрывать в конкурентной борьбе, ориентируясь на готовые программные продукты, доступ к которым есть у всех. Нужны разрабатываемые внутри новые подходы, оригинальные и эффективные решения, придающие компании индивидуальность.
У нас часто спрашивают: «А на какой базе вы всё это построили?» Наш ответ «1С» вызывает усмешку у коллег и экспертов: как, Корпорация с оборотом более 100 миллиардов рублей использует в качестве базовой «бухгалтерскую систему»?
Почему же был сделан такой выбор? Всё просто: в 90-е годы, когда всё начиналось, требовалась гибкость, дешевизна и простота использования. А «1С» — очень доступная, очень простая. Именно простота и гибкость системы помогли быстро растущей Корпорации оперативно реагировать на потребности рынка, быстро автоматизировать различные процессы управления и учёта, решать всевозможные задачи, готовые продукты для решения которых найти на рынке в то время (а по многим вопросам и сегодня) было невозможно.
Никакого табу или директивного распоряжения «использовать только "1С"», конечно, не было. Совместно с «1С» использовались и продолжают использоваться системы от SAP, Infor, Microsoft. Всё это плотно переплетено и работает как один большой и сложный организм.
Впрочем, со временем начали всё ярче проявляться платформенные ограничения системы. Да и «бухгалтерский багаж» в архитектуре «1С 8» постоянно напоминал о себе: закрытие финансовых периодов и восстановление последовательностей данных приводили к практически полной блокировке работы коммерческих подразделений.
Честно говоря, система ТЕХНОНИКОЛЬ — не совсем «1С», это скорее большое джазовое произведение на тему «1С». Система сильно переработана и кастомизирована. От стандартного функционала осталось очень мало.
Мысль о том, не пора ли перейти на третью стадию зрелости, у высшего менеджмента возникала неоднократно. Не купить ли серьёзную систему, например SAP? Подумали и решили купить. Но быстро одумались и вернули отгруженные лицензии обратно.
Сегодня, 10 лет спустя, опыт показал, что решение одуматься было правильным. Слишком много серьёзных изменений готовила судьба. Сложная система от SAP стала бы скорее тормозом развития и не позволила бы динамично изменять процессы.
Как ни странно это звучит, но «1С», точнее импровизации на тему «1С», стали даже нашим конкурентным преимуществом — мы были быстрее конкурентов, дешевле и изобретательнее.
Тем более что компания «1С» в последние годы делает много для того, чтобы их продукты были более производительными и стабильными. Опять же — на рынке труда нет проблем со специалистами, специализирующимися на различных аспектах платформы «1С».
И всё же предел в использовании архитектуры системы «1С» был достигнут, и нужно было что-то решать. Решили идти эволюционным путём — начали дробление информационной системы на несколько систем и подсистем. Обособили финансовый модуль, произвели архитектурное разделение логистики, коммерции и т. д.
В качестве вывода: системы на платформе «1С» — удобный, относительно дешёвый и функциональный для Корпорации инструмент. Однако для перехода на четвёртый этап зрелости «1С» в качестве основной платформы не может обеспечить того сочетания функциональности, производительности, масштабирования и стоимости поддержки, которые мы ожидаем от нового IT-ландшафта.
Это не означает, что мы отказываемся от систем на платформе «1С», просто мы планируем поэтапное замещение «1С» продуктами собственной разработки для различных сфер деятельности Корпорации.