Уникальное торговое предложение больше не работает. Об этом говорят маркетологи в последние несколько лет. Мол, все уже придумано до нас, и сейчас создать что-то уникальное в сфере услуг все равно что изобрести велосипед. Но наша героиня начинала тогда, когда барбершопов было мало. Оригинальность тогда могла стать и золотой жилой, и провальной стратегией. Но у Елизаветы Соколовой все получилось. Речь идет о московском барбершопе «Барбарелла», где работают только девушки.
Как и когда пришла идея необычного барбершопа?
Она появилась в ответ на однообразную ситуацию на рынке мужских парикмахерских услуг. Сейчас ситуация изменилась, но когда мы начинали, наша концепция была вызовом индустрии.
Сколько прошло времени от идеи до реализации?
В 2017-м я получила диплом экономиста-международника. Закончила Всероссийскую академию внешней торговли в Москве и несколько лет занималась связями с общественностью в крупной международной компании.
В какой-то меня настиг экзистенциальный кризис. Я поняла, что карьера в крупной компании – не мой осознанный выбор, а следование социально одобряемому сценарию. Тогда я уволилась из офиса и пошла учиться на художника по гриму в Театральный художественно-технический колледж. Так я стала гримером-фрилансером.
Получив желанную «свободу», я быстро разочаровалась. Творчества было мало. А вот конкуренции в этой сфере и необходимости делать шаблонные работы – хоть отбавляй.
Примерно в это время в Москве открылся первый барбершоп. Вдохновившись эстетикой заведения, я увидела новую свободную нишу с большим потенциалом развития. Меня не остановило то, что исторически все барберы – мужчины, а девушек туда работать не берут.
Я решила освоить мастерство мужской стрижки, моделирования бород, усов и традиционного опасного бритья. Хотелось стать первой девушкой-барбером. Планировала поехать учиться в Лондон, но нашла учителя в Москве и стала его помощником.
После первого года работы я решила получить международный опыт работы в столице Эстонии. Вернувшись, смогла устроиться в барбершоп Schegol в Москве, став там единственной девушкой-барбером.
Это был четвертый барбершоп, который открылся в Москве после Chop-Chop, Mr Right и Boy Cut. Там регулярно стриглись медийные личности от Ильи Лагутенко до Никоса Сафронова. Было очень весело. Потом барбершоп несколько раз перепродавали, и сегодня он не тот, что раньше.
За полгода я обзавелась собственной базой клиентов и начала думать об открытии мужской парикмахерской с мастерами-девушками, так как спрос на мужские стрижки в женском исполнении уже был высоким. В течение года я разработала концепцию заведения, написала бизнес-план (спасибо моему экономическому образованию), нашла бизнес-партнера и инвестиции для старта проекта. На подготовку к запуску ушло еще 11 месяцев, и в апреле 2017 года открылся Барбершоп «Барбарелла» – первый в Москве барбершоп с мастерами-девушками.
Как отнеслись близкие к этой идее? Были те, кто отговаривал или говорил, что не получится?
Моя семья уже пережила шок, когда я оставила карьеру в крупной компании. К моменту, когда я решила открыть свой бизнес, они приняли мое желание следовать за мечтой о высоком, и даже дали мне 1,5 миллиона рублей на свое дело.
Идея с мастерами-девушками скорее помогала или мешала?
Идея с мастерами-девушками – это наше УТП (уникальное торговое предложение – прим. редакции). Это то, что помогло нам отстроиться от конкурентов и стать узнаваемыми. К нам часто приходят мужчины, которым приятнее получать парикмахерские услуги в женском исполнении. У нас они отдыхают.
Как быстро все получилось, проект окупился?
К открытию мы готовились долго: только помещение искали восемь месяцев. На ремонт ушло еще три месяца. Первый год после открытия был самым трудным.
На точку безубыточности мы вышли через 11 месяцев. Это было дольше, чем мы ожидали. Дело пошло в гору после того, как у нас сформировался звездный состав мастеров.
Нам понадобилось в три раза больше денег, чем было в бизнес-плане: три миллиона вместо девяти. Семь миллионов ушло на ремонт, оборудование и еще два на доработку всего, что требовало доработки.
Сейчас, спустя четыре года, мы почти окупились.
Как выбираете сотрудниц?
Это никогда не было проблемой. В индустрии многие меня знают и ко мне в команду хотели немало мастеров. Сейчас у нас уже сильный HR-бренд, и как только открывается вакансия, сразу приходит масса заявок. Также я регулярно получаю письма от девушек-барберов, мечтающих работать у нас.
Моя задача – выбирать тех, кто соответствует целям и ценностям нашего бренда. В компании Google есть такой внутренний термин как googliness. Это означает соответствие человека ДНК бренда Google. Так вот я, по аналогии с Google, тестирую потенциальных кандидатов на barbarelliness – обладание качествами идеальной Barbarella girl.
Не было ли недовольства со стороны барберов-мужчин, обвинений в дискриминации? Бывало, что клиент, видя девушек-мастеров, разворачивался и уходил?
Ахах, нет, как раз наоборот. Коллеги-мужчины нам респектуют, а некоторые клиенты едут специально издалека, потому что хотят в барбершоп с девушками.
Наша фишка в том, что сексизм как раз работает. Многие пытались повторить эту концепцию, но безуспешно. Ведь дело не только в барберах-девушках.
Какие планы, перспективы в бизнесе? Планируете ли делать франшизу, например?
На этот год у нас запланировано открытие второго барбершопа «Барбарелла» в Москве. Там будет и тату-студия. Сейчас ищем помещение, но не торопимся. На абы что в этом вопросе не согласны.
Франшиза у нас упакована. Но мы хотим делать бизнес только с теми людьми, которые разделяют наши ценности и симпатичны нам лично. Чисто ради денег и экспансии продавать франшизу первому встречному не планируем. Ведь мы не масс-маркет, а продукт для гурманов.
Год назад я ушла в декрет и полностью перестала работать в Barbarella как мастер. Возвращаться к стрижкам не планирую. Хочу масштабировать бизнес и развиваться как предприниматель. Мои клиенты перешли к другим барберам из нашей команды.
Отстранившись от работы руками, мне удалось посмотреть на бизнес со стороны по принципу «большое видится на расстоянии», оптимизировать многие бизнес-процессы. От этого наша выручка только выросла.
Сейчас у нас классная команда и все работает при нашем минимальном участии.