Найти тему

Что вы ожидаете от репетитора по английскому языку?

 Фото автора Max Fischer: Pexels
Фото автора Max Fischer: Pexels

Попробую сформулировать ожидания и требования к репетитору по английскому языку:

  • репетитор по английскому языку должен в совершенстве знать английский язык,
  • он должен иметь совершенное произношение,
  • должен быть носителем языка, должен иметь учёную степень,
  • у хорошего репетитора должно быть много учеников, поступивших в МГИМО.

Эти идеи я взял из объявлений разных школ и репетиторов английского языка. За эти качества берут дополнительную оплату. Иногда очень большую.

Я профессиональный репетитор. Помог очень многим ученикам усвоить английский язык. По образованию я - учёный естественных наук. но мне пришлось много переводить для своей работы, потом я два года переводил статьи для журналов,  4 года обучался и работал в США. Там меня понимали, хвалили произношение и у меня не было больших трудностей в общении. Но я точно не подхожу под перечисленные мной выше "требования" к репетитору по английскому языку.

Тем не менее я очень успешно помогаю школьникам и студентам улучшать английский язык как репетитор. У моих учеников стабильно улучшаются оценки, их приглашают на олимпиады по английскому языку.

Надо ли репетитору по английскому языку в совершенстве знать английский язык? Статистические исследования показывают, что "человек с улицы" использует в повседневной речи около 3000 слов. Как раз столько дают в обычном школьном курсе! Но знают ли их школьники? Я в школе знал и легко сдавал экзамены на 5. Потом на практике добавил ещё много-много слов и сейчас читаю по-английски, практически не заглядывая в словарь. Сам я не считаю, что знаю английский язык в совершенстве и продолжаю улучшать свой английский, увеличивать словарный запас понемногу.

Должен ли репетитор по английскому языку иметь совершенное произношение? И какое произношение будет считаться совершенным? В мире много разновидностей английского - английский английский, американский английский, испанский английский, арабский английский, французский английский и есть русский английский :) (последнюю разновидность я стараюсь вытравливать у своих учеников - это когда "три" произносят "из скромности" как "фри", что означает "бесплатный, свободный" и т.п.). Я в США реально наблюдал все эти разновидности. И люди как-то понимают друг друга! Надо ли вашему ребёнку "чистое" оксфордское произношение? Я видел ученицу спецшколы с отличным произношением, которая при этом СОВЕРШЕННО не понимала текст, который читала! С ней много занимался репетитор по английскому языку! :-)

Кстати, чтение на оценку - абсолютно непрактичный навык, которому очень много внимания уделяется в нашей школе, в том числе на уроках русского языка. Он важен только для дикторов и спикеров, которые по бумажке читают! Какой процент учеников станут дикторами? А читать правильно по-английски можно только в том случае, когда точно знаешь все слова в тексте, так как в английском языке написание слишком часто никак с произношением не связано. Но в наших школах дети продолжают и продолжают механически читать вслух по бумажке на уроках и экзаменах!

На мой взгляд, вопрос с произношением можно решить так - приобрести электронный словарь, в котором есть функция звукового воспроизведения слов. Такие есть в продаже! Там слова произносятся дикторами и можно сравнить с ними своё произношение. В жизни тонкости произношения могут отличаться от транскрипции. В Лондоне, Нью-Йорке и Лос-Анжелесе говорят слегка по-разному, но в словарях записано более-менее стандартное произношение.

Мой секрет как репетитора по английскому языку - в спокойствии, добром отношении, настойчивости и, как ни странно, практическом знании грамматики РУССКОГО языка и умении привести учеников к пониманию грамматических понятий, которые по счастью в русском и английском языках во многом близки. (Часто дети не понимают что такое "СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ", а репетитор английского языка не будет это объяснять, так как это проходили во 2 классе на уроке русского языка!)

Я не берусь подготовить ученика к работе в качестве "агента на вражеской территории", чтобы его приняли за своего в Оксфорде. Но твёрдое знание, хорошее настроение и уверенность на занятиях, а также способность изучать язык далее без моей помощи - это то, к чему я стремлюсь.

Кстати, негативное влияние НЕВЫУЧЕННОГО английского языка совершенно недооценивается! Если за весь школьный курс на математике дают около 100 терминов, то только за год на уроках английского языка дают 300-400 слов. И не случайно как раз с появлением иностранного языка (обычно в 5 классе, а сейчас уже в 2, а потом собираются и второй язык всем добавлять!) происходит общее заметное падение успеваемости, ухудшение здоровья школьников и уменьшение их жизненной активности. Особенно это касается слабоуспевающих.

Важна ли для репетитора по английскому языку учёная степень? Я большую часть занятия добиваюсь, чтобы ученик твёрдо усвоил те слова, которые они проходят на уроках. Скорость усвоения зависит от способностей ученика. В школе часто не добиваются именно ЗНАНИЯ слов (написал диктант на любую оценку - и всё! Больше это слово проверять не будут). Но ведь язык надо ЗНАТЬ, и знать всю жизнь! И это единственный способ не потерять впустую время на его изучение!

Но если слово чуть-чуть недоучить - оно "вылетает" из памяти. Если же "переучивать", то это нудно и скучно. Я точно ЗНАЮ как увидеть момент, когда слово стало для ученика родным, знаю - как это можно проверить, поэтому не трачу время на уроке на заучивание уже хорошо известного ученику. И хотя я применяю всякие "трюки" (и игры в том числе), способность усваивать слова у каждого человека своя (и хотя она тренируется, но на её улучшение нужно время). Некоторые ученики за час могут усвоить всего 10 слов. В этом случае и британское происхождение, и учёные степени репетитора по английскому языку абсолютно бессильны!

На первом же занятии я, общаясь с учеником, добиваюсь, чтобы он ДЛЯ СЕБЯ решил - зачем ему нужен язык. Иначе усилия репетитора по английскому языку, родителей и самого ребёнка просто пропадут. (Вспомните, как вы учили что-то для того, чтобы сдать экзамен или написать контрольную! Сразу после экзамена весь этот материал был заброшен в самую далёкую кладовую памяти! Помните вы это прямо сейчас? Далеко не всегда! Интересно, что усилий для того, чтобы помнить всю жизнь надо не больше, чем на то, что бы запомнить на 30 минут. Результат только ОЧЕНЬ разный!) У репетитора по английскому языку хотя бы оплата за занятия останется...

Ещё одно моё обязательное действие, как репетитора по английскому языку - проверка знания английского алфавита. Его заучивают на уроках, но часто только в виде песенки. Когда я прошу ученика назвать любую букву в середине, часто дети начинают весь алфавит перебирать. Это та мелочь, которая тормозит изучение языка. Надо ВСЕ английские буквы знать как родные - и как они называются, и какие звуки передают. Я такое незнание исправляю в первую очередь.

Почему-то мимо этой "МЕЛОЧИ" проходят большинство учителей и репетиторов по английскому языку.

Вы хотели бы для своего ребёнка преподавателя из МГИМО?