Фильм Саввы Кулиша вышел в 1972 году, громкого успеха, в отличие от его же "Мертвого сезона", не имел, и к началу XXI века был уже полузабыт. Но тут пришла она, эпидемия коронавируса. И все ленты, посвященные эпидемиям, неожиданно стали актуальными. Тем более, что в этом фильме говорится не просто о болезнях, но о биологическом оружии. Вы тоже гадаете уже не один месяц, рукотворная ли эпидемия нас настигла или как? Тогда вам сюда.
Профессор Смоленцев участвует в работе одного из комитета ООН, в котором обсуждаются проблемы биологического оружия. Становится известно, что в Африке бушует эпидемия неизвестной болезни. Комитет направляет несколько человек на изучение этого явления. Среди них - сам Смоленцев с дочерью-студенткой Наташей, которую он взял с собой, чтобы не оставлять девушку одну после смерти матери.
Оказавшись на месте, члены экспедиции понимают, что кто-то всячески препятствует их миссии. Наконец после разных мытарств они оказываются в многострадальной деревне, но никого из больных спасти не удается. На обратной дороге Смоленцев и его товарищи попадают в медицинский центр, который располагается на берегу реки, где зимуют птицы. И тут профессора озаряет страшная догадка...
Что сказать? Фильм смотрится очень актуально, хотя прошло почти полвека. Просто люди за это время изменились мало. То, что мы пользуемся интернетом или мобильными телефонами, говорит о техническом прогрессе. Но далеко ли мы ушли в моральном плане? Ведь то и дело всплывают глухие слухи об утечке вирусов или бактерий из лабораторий. И чем занимаются в этих самых лабораториях - бог весть.
По теперешним временам "Комитет 19-ти", возможно, покажется немного затянутым. Но Кулиш, как я понимаю, преследовал 2 цели. Показывая рекламные ролики или пейзажи Африки он хотел добиться полного погружения в реальность зрителя, а диалоги героев в первой серии не только помогают нам отличить добро от зла, но и готовят ко второй серии, где события будут развиваться стремительно.
Фильм снимался на месте событий: в Австрии (виды Вены очень узнаваемы) и в Африке. Играли в нем как наши актеры (Н. Засухин, С. Смехнова, Ю. Ярвет, С. Ландграф), так и африканские. Роль доктора Берутти исполнила французская театральная актриса М. Марион, а доктора Кришавара - индийский актер Дара Сингх. То есть, Кулиш снимал максимально приближено к действительности.
Фильм хорош еще тем, что герои его - люди, а не картонные герои. Зрители явно не ожидали, что Осеверо, проповедник превосходства белого человека и неисправимый бабник, поведет себя именно так в словесном поединке с Димером. Да и сам Димер никак не напоминает нациста с плаката Кукрыниксов. Он хорош собой, умен, галантен. Но при этом патологически жесток и беспредельно коварен.
Минусы.
Все, что касается дочери Смоленцева. Я понимаю, что Смехнова в юности выглядела мило. Но этот персонаж здесь - пришей кобыле хвост. Кроме того, а что, так можно было? Взять сначала в Австрию, а потом в Африку совершенно левого человека? Государственные деньги можно тратить, как свои, только чтобы дочь не скучала дома? Правда?
И еще эпизод в лагере наемников. Господа, ни один умный человек не будет отрезать врагу, взятому в плен, голову и играть ею в футбол на глазах у кучи постороннего народа. Про моральную составляющую я уж не буду говорить, но лейтенант, который это сделал, впечатление идиота не производит. Поэтому этот эпизод выглядит странно. Понятно, что кинематографисты хотели показать, что солдаты в Африке проявляют исключительную жестокость. Но нужно, как мне кажется, было использовать иные методы, тут уж слишком в лоб все сделано.
Резюме: риторика фильма местами устарела, но в целом картина смотрится неплохо.
Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru/, остальные картинки - скриншоты.